История

Храм  Рождества Пресвятой  Богородицы в Бутырской слободе.  История и современность  .

      Церковь Рождества Богородицы, что на Бутырках, Троицкого благочиния Северо-Восточного викариатства епархии города Москвы, находится в пяти километрах на север от Кремля, за Савеловским вокзалом, в начале Бутырской улицы, построена при царствовании Петра и Иоанна Алексеевичей на средства Бутырского стрелецкого полка и освящена Патриархом Иоакимом в 1684 году.

 По стилю зодчества храм принадлежит к наилучшим зданиям XVII века, по величине занимал едва ли не первое место между приходскими церквями того времени. Это был первый в России полковой храм, выстроенный на средства регулярного полка и ставший его духовным центром, поэтому и размеры храма были таковыми, чтобы мог вместиться целый полк. Но годы богоборческого лихолетья безжалостным шквалом обрушились и на этот дивный храм.мом в 1684 году. В то время с 1678 по 1688 год в Москве было построено сразу 30 церквей в благодарность Богу Благодателю, Пресвятой Богородице и святым угодникам Николаю Чудотворцу и преподобному Сергию Радонежскому за победу над взбунтовавшимися донскими казаками во главе со Стенькой Разиным в 1671 г. и в последовавшей с 1673 г. по 1681 г. кровопролитной войне с турками и крымскими татарами за Киев и Украину.            Читать далее…

 

          Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе.  История Бутырок                             

    Бутырки — одно из древних подмосковных селе­ний, судьба которого  изменялась на протяжении ряда столетий. Было оно деревней Бутурлиной, селом Рождественским, Панской, а затем Солдатской слободой, прежде чем влилось в городскую черту в конце XVIII в.

   Старинная легенда утверждает, что в начале XIV в. Бутырки принадлежали боярину Протасию, который переселился в Москву из  Владимира при первом московском князе Да­нииле Александровиче. Позже, при Иване Калите, он был мос­ковским тысяцким — начальником городского военного ополче­ния. Эта должность перешла затем к его сыну Василию, а далее к внуку — Василию-Вельямину, который в конце жизни постриг­ся в монахи и был похоронен в Богоявленском монастыре. Ро­довое село Вельяминово на речке Лихоборке (позже — Влады­кино) стало вотчиной Б>рисоглебского монастыря. Братья Вельямина — Юрий, Николай и Тимофей — были сподвижниками Дмитрия Донского. Легенда говорит, что Бутырками владел Юрий Васильевич, носивший прозвище Грумко. Единственное основание для такого утверждения -соседство с селом Вельяминовом-Владыкином. В действительности само название «Бутырки» появилось только XVII в., а сведения о Юрии-Грумко и его братьях не находят отражения в названиях окрестных селений и пустошей.       Читать далее…

 

Бутырский пехотный полк.

Бутырский пехотный полк был учрежден 29 ноября 1796 года. В 1812 году оба действующих его батальона состояли в 1-й Западной армии, 6-м корпусе генерала от инфантерии Д. С. Дохтурова, в 24-й пехотной дивизии. Командиром полка был майор И. А. Каменщиков. В Бородинском сражении полк вместе с другими полками дивизии отличился у батареи Раев ского. В архивных документах есть запись: «Майор Каменщиков, находясь при полку во время сражения и командуя оным, с особым усердием и деятельностию исполнял деланные ему поручения и при отходе пробился на штыках сквозь непри ятельскую кавалерию, несмотря на сабельную рану в левое плечо, хорошими распоряжениями устраивал воинских чинов полка и поощрял оных к храбрости и неустрашимости, за что удостаивьется к награждению орденом св. Владимира с бантом». За Бородинское сражение Бутырскому полку были пожалоавны Георгиевские трубы. Имел он и другие награды: Георгиевские знамена с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 г.» и знак на кивер с надписью «За отличие». 

При общей пехотной форме рядовые Бутырского полка имели белые погоны с цифрой «24». Амуниция состояла из ранца черненой телячьей кожи, в середине его прикреплялась жестяная манерка (походная металлическая фляжка с привин чивающейся крышкой в виде стакана). Тесак носили на пере вязи через правое плечо, в лопасть перевязи вставлялись ножны тесака и штыка. Офицеры помимо кивера и треуголь ной шляпы носили фуражку, такую же, как у нижних чинов, но с козырьком без номера и литеры на околыше. 

© Библиотека М. Мошкова, http://lib.ru/~mo

История Бутырского полка. Читать далее…

 

О росписи  начала 20 века.

По архивным сведениям настенная роспись в Храме была исполнена в 1909-1913 г.г. мастерами иконописной мастерской Сафоновых из Палеха. Все участки раскрытой к настоящему времени живописи свидетельствуют о высоком мастерстве иконописцев, обученных традиционно и основательно. Палешане — это иконописцы, стремившиеся сохранять в XIX — начале XX вв. тогда уже угасающую ветвь национальной культуры — иконопись.

Читать далее… 

Комментирование запрещено