О росписи храма

О росписи начала XX века в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе в г. Москве 

         По архивным сведениям настенная роспись в Храме была исполнена в 1909-1913 г.г. мастерами иконописной мастерской Сафоновых из Палеха. Все участки раскрытой к настоящему времени живописи свидетельствуют о высоком мастерстве иконописцев, обученных традиционно и основательно. Палешане — это иконописцы, стремившиеся сохранять в XIX — начале XX вв. тогда уже угасающую ветвь национальной культуры — иконопись. Художественная значимость Палеха привлекала к себе внимание многих известных исследователей русской иконописи XIX -начала XX вв. Н.Кондакова, графа С.Шереметьева, Г.Филимонова, В.Гергиевского и др. Все они отмечали особый уклад жизни палешан и своеобразные черты палехской живописи, в которой была жизнестойкость традиций и православного канона. В Палехе, со времени зарождения иконописного дела — с XVII в., ориентировались прежде всего на высокие образцы древнерусской живописи. У владельца самой крупной иконописной мастерской Николая Сафонова было ценное собрание икон, которое включало произведения XVII в., а также иконы строгановских и царских писем. Знаменитые братья Корины, также палешане, имели в своей коллекции иконы строгановского мастера XVII в. Истомы Савина и царского иконописца Кирилла Уланова. — л В конце 20х годов XX века из дома Сафоновых^возами вывозили иконы, ценную утварь, фолианты редких книг, которые затем бесследно исчезли. К настоящему времени сохранились лишь единичные иконы из собрания и часть архива Сафоновых, где есть папки прорисей иконописных подлинников, в том числе со Строгановских икон. Несмотря на то, что Палех оставался глубоко провинциальным селением, его связи со столицами с XVIII в. делаются уже достаточно прочными. Это позволяло палехским мастерам на протяжении и последующего времени вплоть до революции, иметь много заказов на иконопись ^ иконостасов, отдельных икон, настенную монументальную роспись^. В начале XVIII в. в Палехе возникают первые иконописные мастерские, в их числе Сафоновых. В конце XVIII в. в Санкт-Петербурге было торговое представительство дома Сафоновых с небольшой иконописной мастерской. Роль иконописного дома Сафоновых в культуре Палеха была огромна. Они обладали художественным вкусом, были умелыми организаторами, сплотившими вокруг себя лучших мастеров Палеха. Именно благодаря их энергичной деятельности Палех был включен в круг лучших образцов русской иконописной деятельности XIX- начала XX вв. Во многом известность Палеху составили именно Сафоновы. Имешю-сиэтой позиции высокого традиционного мастерства и нужно воспринимать роспись храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе в Москве. Яркий иконописный стиль при безусловном соблюдении православного канона стройность и строгость композиции, приверженность старым традициям — таковы основные черты росписи в храме, выполненной лучшимцмастерам* палехской мастерской Сафоновых.