О подготовке к исповеди

Исповедь. 

Если же самоанализ откроет, что верующий виновен в таких грехах, которые препятствуют ему подходить ко причастию, тогда исповедь является основным условием участия в Господней вечери. Как для того, чтобы принять вещественную пищу за общей трапезой, ты испытываешь необходимость предварительно вымыть руки, то насколько же больше должен ощущать потребность омыть в бане святой исповеди свою душу, чтобы участвовать в священной и духовной трапезе небесной пищи – таинстве Божественного причастия.

Трапеза Божия для орлов, а не для галок, как говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 28: «Жертва требует, чтобы мы приступали к ней в согласии и с теплой любовью, как духовные орлы парили в небесном пространстве. Еще же более над небесами, потому что Господь говорит: “Где будет труп, там соберутся и орлы”. Под трупом разумеется тело Господне. Если бы Господь не был принесен в жертву, то мы бы не воскресли… Потому что трапеза для орлов, а не для галок. Когда же Он сойдет с небес, они (орлы), то есть достойно причащающиеся, встретят Его, а те, кто нечестиво причащается, понесут непоправимый вред».

На исповеди перед духовником кровь Иисуса Христа, «излитая за живот мира и спасение», соединяется с теплыми слезами верующего, который искренне кается, после чего следует очищение и убеление души. Необходимость исповеди до причастия ощущает каждый верующий. Перед священником он повторяет исповедальные слова блудного сына: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15: 21). С сокрушением сердца верующий исповедует свои грехи, слезами заявляет свое покаяние и слышит от духовника утешительное слово: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). Радость, испытываемая после исповеди, велика по той причине, что, во-первых, человек избавился от тяжести вины, а во-вторых, потому что получил разрешение от духовника приступить к Божественному причастию. К сожалению, большинство из приступающих ко причастию, особенно в дни великих праздников, до этого не исповедовались. Трепет охватывает, когда подумаешь, что люди, отягощенные страшными грехами, нечестиями и преступлениями, подходят ко причастию без исповеди. Многие благоговейные священники боятся Бога и трепещут, как бы не дать «святыню псам» и не пометать «жемчуг перед свиньями» (Мф. 7: 6). Поэтому в тех случаях, когда считают необходимым, они спрашивают у приступающих ко причастию, исповедовались ли те или нет. Многих такой подход удивляет, а собственно почему? Разве врач, прежде чем дать сильнодействующее лекарство, не спрашивает больного, подготовился ли тот для принятия его надлежащим образом. Почему же тогда священник, который преподает тело и кровь Христову, не может спросить причастника, приготовился ли тот как следует?

Но, возразят некоторые, такой вопрос может обидеть. Отвечаем: лучше пусть такой человек обижается временно, чем будет мучиться потом вечно!

Кроме того, этот вопрос священник задает не без рассуждения, но кротко и с любовью, причем не всем, но только тем, кто приступает в великие праздники без подготовки и о которых он знает, что те ведут соблазнительную жизнь и пребывают нераскаянными. Священник никогда не задаст такой вопрос тем, кто приступает к чаше жизни регулярно и о которых знает, что эти люди подготовили себя надлежащим образом.

Вот что заповедует святитель Василий Великий: «Ты, священник, не забывай заповедь Владыки Христа и святых апостолов – не давать святыни псам и не метать бисера перед свиньями. Смотри, чтобы не предать тебе Сына Божия в руки недостойных. Не думай в тот час о сильных земли, ни о носящих на главе венец. Кому божественные каноны запрещают преподавать пречистые таины, ты и не передавай». (Эта заповедь святителя содержится в Служебнике, изданном Апостольской диаконией. Афины, 1995.)

В те дни, когда наблюдается массовый наплыв причастников, многие из которых причащаются без надлежащего чувства, благочестивый священник должен сделать такое увещевание:

– Братия мои, те, кто не исповедовался недавно и не получил разрешение от священника, не подходите ко причастию. Вы должны сначала с помощью искреннего покаяния подготовиться духовно, а затем уже приступать. Если не успели исповедаться сейчас, то сделайте это после праздников. Когда вы причащаетесь подготовленными, тогда у вас и в душе праздник. Только тогда у вас может быть Рождество и Пасха, когда вы причащаетесь достойно. Если вы причащаетесь без подготовки и без исповеди, то собираете себе огонь на главу, потому что Божественное причастие «огнь есть, недостойные попаляяй». Очень вас прошу, сначала подготовьтесь, а потом приступайте.
Глава из книги «Когда и как причащаться»

[1] По-гречески слова «причастие» и «общение» выражаются одним словом – koinonia. – Здесь и далее примеч. переводчика.

[2] Тропарь ко Причастию.

[3] Тайная священническая молитва на ектении по Евхаристическом каноне.
Архимандрит Даниил (Аэраки)
Перевел с греческого Анатолий Чуряков

Опытный духовник, насельник Сретенского монастыря иеромонах Иов (Гумеров) отвечает на вопросы, касающиеся покаяния и исповеди, которые поступали в течение последних лет на сайт «Православие.ru».

***

Духовная жизнь невозможна без покаяния, а без покаяния нет спасения. Чтобы начать новую, благодатную жизнь, надо оставить прежнюю, греховную. Невозможно одновременно любить добро и зло. Благовествование Спасителя мира началось с призыва к покаянию: С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Наше общество прошло через трагический опыт массового безверия. Жестокое, безжалостное разрушение многовековой православной традиции, в которой выкристаллизовался лучший опыт поколений, многие десятилетия массового атеизма, лишившего большую часть народа живоносных источников духовно-нравственного здоровья, — все это напоминает страшный разрушительный ураган, пронесшийся по нашей стране. Особенно пострадала наиболее тонкая и хрупкая сфера народной жизни — нравственная. Сейчас немало людей имеют потребность в вере. Многие из них сознают свою греховность, но не знают, как начать покаяние. Поэтому так часто к священникам обращаются люди с вопросами о том, как исповедать свои грехи. Предлагаемая читателю брошюра составлена из ответов на подобные вопросы.

(Мф 4, 17). Осознание грехов и исповедь не являются лишь началом пути ко спасению. Покаяние есть главный нерв всей христианской жизни. Святые угодники отличаются от простых верующих не только богатством добродетелей, но и глубиной и полнотой покаяния. Освященные светом Христовым, они могли заметить внутри себя малейшую нечистоту и с сокрушенным сердцем молили Бога очистить их. Поэтому их наставления для нас драгоценны. Святитель Иоанн Златоуст советует не откладывать дело покаяния: «Много согрешили мы, знаю это и я: все мы находимся в эпитимиях, — однакож не оставлены без (надежды на) помилование, не лишены покаяния, потому что стоим еще на поприще борьбы и находимся в подвигах покаяния. Старец ты, и достиг крайнего предела жизни? Не думай однакож, будто отнято у тебя покаяние; не отчаивайся в своем спасении, но подумай о разбойнике, который на кресте спасен. Что короче того часа, в который он получил венец? Однакож и этого часа достаточно было ему для спасения. Юноша ты? Не полагайся на юность и не думай, что у тебя впереди довольно времени для жизни: день Господень, так придет, как тать ночью (1 Фес 5, 2). Для того (Бог) и сделал неизвестною нашу кончину, чтобы мы сделали известною свою заботливость и осмотрительность» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о диаволе. Часть II. 5). Угодники Божии опытно познали великую силу исповеди. Покаяние, пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, «ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. — М., 2002. С. 8).
Иеромонах Иов (Гумеров)

10 февраля 2011 года