Правила поведения в храме

Устав о поклонах и крестном знамении

Кратко о земных поклонах

Краткое наставление.
Единообразие в молитве есть главная цель составления этого устава. Единообразие необходимо главным образом за тем, что бы мы не превозносились своим усердием и рвением, и других не осуждали, но все были едины, как члены одного Тела – Церкви, глава которого Христос. Поэтому более уместно особые подвиги благочестия в молитве, выраженные в увеличении числа поклонов как поясных, так и земных, оставить тайными, и совершать их келейно (дома), потому что Бог видяй в тайне, воздаст яве (Мф. 6:18). А в церкви совершать поклоны и знаменоваться крестом следует согласно правилам устава церковного. При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление св. апостола Павла о поведении молящихся в церкви: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14:40), а также слова Св. Евангелия (Мф. 6:5) «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаться, молиться, чтобы показаться перед людьми» и пример молитвы мытаря (Лк. 18:13), который встал вдали и не смел даже поднять глаз на небо.

I. Креститься без поклонов полагается:
1. В начале и конце чтения Св. Писания.
2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…». сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.
5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».
6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».

II. Креститься с поясным поклоном:
1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
2. При каждом прошении ектеньи.
3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
4. На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
5. При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
6. При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».
7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
9. На каноне на каждом припеве.
10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».
11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
12. При окончании отпуста.
13. При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
14. При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.

III. Креститься с земным поклоном всегда, кроме дней особых, указанных в разделе X:
1. При входе и выходе из алтаря трижды.
2. На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
3. При первом и втором явлении Святых Даров.
4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».
В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными:
1. При входе и выходе из храма.
2. На славах при чтении кафизмы — три поклона.
3. На каждом припеве Песни Богородицы.
4. На «Достойно есть…».
5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
6. На вечерне и часах при пении тропаря.
7. На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» — три поклона.
8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
9. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.

IV. При лобызании святыни
положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

V. Креститься не положено
во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

VI. Поклонение головы:
1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
2. На Великом входе.
3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.

VII. Поясной поклон без крестного знамения:
1. При словах «Мир всем».
2. При словах » Благословение Господне на вас…»
3. При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
4. При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».
5. При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).
6. При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.
7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.

VIII. Преклонение до земли без крестного знамения:
1. Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
2. При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».

IX. Стояние на коленях
1. Положено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
2. Великим постом при пении «Да исправится…».
3. На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».
Здесь нужно отметить, что стояние на коленях не свойственно православным христианам и совершается только в указанных случаях. Совершив земной поклон, положено сразу встать, но по немощи, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)
1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исклучая поклоны перед Плащаницей).
3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
4. В дни причащения Святых Тайн.
5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.
Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

 О поклонах во дни Святой Четыредесятницы.

В дни Святой Четыредесятницы полагаются следующие земные и поясные поклоны.

При признесении молитвы святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего полагается 16 поклонов, из них 4 земных (великих) и 12 поясных. Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы — Господи и Владыко живота моего, — полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по-прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы — Дух же целумудрия — и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третей части молитвы — Ей, Господи Царю — полагается третий земной поклон. Затем полагается 12 поклонов поясных («излегка утомления ради») со словами: Боже, очисти мя (меня) грешнаго. Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрем Сирина, но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произносится на всех седмичных великопостных службах, то есть за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся; Крестителю Христов; Молите за ны, святии апостоли.

На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования — поясной.

О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя мя, Боже, помилуй мя».

На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста — молитвы Владыко, Многомилостиве необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощение согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа; 6-го часа: Иже в шестый день же и час; 9-го часа: Иже в девятый час) полагается по три земные поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему — один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-м часе: Что Тя наречем, о Благодатная; на 3-м часе: Богородице, ты еси лоза истенная; на 6-м часе: Яко не имамы дерзновения; на 9-м часе: Иже нас ради рождейся) совершается три малых поклона.

В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегода полагать поклон (поясной или земной — по дню).

На литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-й кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также  при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии: Свет Христов просвещает всех! полагается припадать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина. Во время великого входа, при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, так же с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне: поклоны три, и абие упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождаются тремя земными поклонами».

days@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU