О грехах.

  Иоанн Златоуст О грехах: «Если ты увидишь, что кто-нибудь хулит Бога, подойти и сделай ему внушение. Если нужно будет ударить его — ударь. Если повлекут тебя в суд, иди и смело скажи, что он похулил Царя Ангелов, и если следует наказывать хулящих царя земного, то тем более оскорбляющих Бога. Пусть знают, что они должны бояться рабов Божиих»

Иоанн Лествичник О грехах: Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред: первый, что изнуряет тело, а второй, что не получает за это награды»

«По достоинству и усердию слушающих благодать Господня внушает слово говорящим»

Иоанн Златоуст «Когда ты увидишь, что какой-либо праведный муж, отличающийся великими добродетелями, терпит бесчисленные бедствия, не удивляйся, наоборот, нужно было бы удивляться, если бы диавол, получая множество ударов, стал молчать и спокойно переносить раны»

Максим Исповедник О грехах: «Почему Бог не сделал нас такими, чтобы мы, даже если бы захотели, не могли согрешить? Это (…) не что иное, как сказать: почему Он не сделал нас безумными и бессловесными.»

Нил Синайский О грехах «От уныния врачуют терпеливость и то, чтобы делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопонуждением, из страха Божия»

Иоанн Лествичник О грехах:«Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути»

Исидор Пелусиот  О грехах:«Оно (малодушие) может сильно овладеть и мужественной душой, если, непрестанно мечтая о вещах, не будешь переносить горестей»

Симеон Новый Богослов  О грехах:«Тот, кто принимает срамные помыслы, удерживает их в уме долгое время и сквернится ими, считается блудником, хотя бы не видел никогда лица человеческого»
Ефрем Сирин О грехах  «Худой отзыв о другом есть праздное слово»

Исидор Пелусиот О грехах:«Кто намеривается вести слово о Боге, тому надлежит просиять общежительными добродетелями, а любителю порока непозволительно даже и язык подвигнуть о Божиих оправданиях и о Боге, потому что оскорбительно для Божественных законов, когда произносятся языком оскверненным»

Дорофей Палестинский О грехах:«Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением»

Нил Синайский О грехах:«Неумеренная говорливость предает во власть демонам печали и гнева»

Василий Великий О грехах:«Не ищи зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый пусть признает себя виновником собственного злонравия»

Серафим Саровский О грехах:«Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи»

Ефрем Сирин О грехах:«Без обмана делай дело свое, ибо так прилично верным: и обретешь благодать в трудах своих»

Ефрем Сирин О грехах:«Диавол учит нас изворотливости в слове, чтобы, когда допрашивают, не высказать нам вины своей и чтобы, сделав грех, извернуться и оправдать себя»

Иоанн Лествичник О грехах:«Лицемерие — от самоугодия и самочиния»

Василий Великий О грехах:«Всякий повод для лени есть повод для греха»

Максим Исповедник О грехах:«Писание не отнимает у нас ничего, данного нам от Бога для употребления, но обуздывает неумеренность и исправляет безрассудность. То есть оно не запрещает ни есть, ни рождать детей, ни иметь деньги и правильно их расходовать; но запрещает чревоугодничать, прелюбодействовать и проч.»

Симеон Новый Богослов О грехах:«Человек, научившись противоречить, сам для себя — меч обоюдоострый: он убивает душу свою, не сознавая того, и делает ее чуждой жизни вечной»

Исидор Пелусиот О грехах:«Людям здравомыслящим надлежит избегать и того, чтобы им льстили, и того, чтобы самим льстить»

Иоанн Лествичник О грехах:«Льстец есть слуга бесов, руководитель к гордости, истребитель умиления, губитель добродетелей, отводитель от истинного пути»

Иоанн Лествичник О грехах:«Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед»

Иоанн Кассиан О грехах:«Очевидный признак души, не очищенной еще от скверн пороков, состоит в том, когда кто не имеет чувства сожаления к чужим проступкам, но произносит на них строгий суд»

Григорий Богослов О грехах:«Для меня равно худо и негодная жизнь, и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь то и другое»

Ефрем Сирин О грехах:«В какой мере удаляется кто от безмолвия, в такой грубеет у него ум»

Серафим Саровский О грехах:«Уныние у св. отцов иногда называется праздностью, леностью и разленением»

Блаженный Августин О грехах:«Лучше смиренно сознаваться во грехах, нежели горделиво хвалиться добродетелями»

Дорофей Палестинский О грехах:«Признаком того, что кто-либо добровольно исполняет страсть, служит его смущение в то время, когда его обличают или исправляют в ней. А без смущения переносить обличение, т. е. вразумление, есть признак того, что кто-либо был побежден страстию или исполнил её по неведению»

Григорий Нисский О грехах:«Старание оскорблять есть болезнь мышления и несчастье души, в которой искажен здравый смысл»

Иоанн Лествичник О грехах:«Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и находясь во тьме, думает, что она во свете»

Серафим Саровский О грехах:«Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголахъ (Пс. 76, 5)»

Макарий Оптинский О грехах:«Искушений устрашаться не должно и не надо наскакивать на них, а какие пошлет Господь — принимать с благодарением; в Кресте познается любовь Божия, а не в сладости утешения»

Иоанн Кассиан О грехах:«Тот еще не разрешен от грехов, кто во время покаяния представляет себе образы их и вспоминает о них»

Антоний Великий О грехах:«Блюдись, человек, возьми власть над языком своим и не умножай слов, чтоб не умножить грехов, потому что многоречивый человек не оставляет в себе места Духу Святому»

Григорий Богослов О грехах:«Лучше о себе сказать худое, нежели говорить худо о другом. Если кто, желая позабавить тебя, выставляет другого на посмешище, то воображай себе, что предметом смеха служишь ты сам, и в таком случае слова его всего более огорчат тебя»

Иоанн Златоуст О грехах:«Иные изглаждают грехи свои бдениями, лежаниями на земле и бесчисленными подвигами, а ты можешь уничтожить все свои согрешения гораздо более легким способом — непамятованием зла и покаянием»

Нил Синайский О грехах:«От уныния врачуют терпеливость и то, чтобы делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопонуждением, из страха Божия»

Ефрем Сирин О грехах:«Кто любит развлечения и ненавидит безмолвие, тот много потерпит скорбей, а безмолвствующие и смиренномудрые возвеселятся о Господе»

Иоанн Лествичник О грехах:«Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою»

Нил Синайский О грехах: «Дай плоти то, что ей нужно, а не что хочет она получить»

Иоанн Златоуст О грехах: «Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что Бог произнес суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и по твоему суду о других»

Исидор Пелусиот О грехах: «Не обещать дара Богу — безбедное дело, а дать обет и отказаться от исполнения — достойно осуждения»

Нил Синайский О грехах: «Матерью пороков признавай леность, потому что блага, какие имеешь, расхищает, а каких не имеешь, не допускает приобрести»

Иоанн Лествичник О грехах: «Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры, в ожидании нечаянных бед»

Нил Синайский О грехах: «Неумеренная говорливость предает во власть демонам печали и гнева»

Ефрем Сирин О грехах: «Что такое праздное слово? — Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос»

Нил Синайский О грехах: «Сердце, исполненное неприличных помышлений, всегда внушает омерзение, будучи зловоннее гниющего тела, и само только наслаждается собственной своей срамотой»

Исаак Сирин О грехах: «Грех расстраивает все существо человека и всем силам его дает извращенное направление»

Феофан Затворник О грехах: «Прискорбности не оставляют — даром разве это? Бог устрояет. Чего ради? Того ради, что любит вас…Любит и чистит, чтобы были чисты и горели, как алмаз на солнце. — И путь в Царствие вам услаждает, ибо колесница, на коей туда достигают, есть терпение. А терпеть как, когда нет прискорбностей? Вот они и посылаются»

Иоанн Лествичник О грехах:«Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным»

Макарий Оптинский :«Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения»

Ефрем Сирин О грехах:«Если не отвратишь очи свои, «еже не видети суеты» (Пс. 118, 37), не обретешь помыслы чистые»

Игнатий Брянчанинов О грехах:«Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты – в горестном самообольщении»

Нил Синайский О грехах:«Близок конец, да готовится ленивый к понесению наказания»

Иоанн Лествичник О грехах:«Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются»

Иоанн Лествичник О грехах:«Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям»

Нил Синайский О грехах:«Сетование о грехах имеет услаждающую скорбь, горечь его, приправляемая благой и полезной надеждой, оказывается подобной меду»

Ефрем Сирин О грехах:«Диавол учит нас изворотливости в слове, чтобы, когда допрашивают, не высказать нам вины своей и чтобы, сделав грех, извернуться и оправдать себя»

Исидор Пелусиот О грехах:«Безмолвствовать по наружности, а мысленно мешаться в житейские ухищрения и мятежи — это чувство наполняет омрачением, и прежние труды обращает в ничто, и страстям полагает путь к победе, а воина заставляет бросить щит.»

Ефрем Сирин О грехах:«Лживый ничего не говорит без клятвы и думает убедить многоглаголанием. Лжец много изобретателен и изворотлив»

Дорофей Палестинский О грехах:«Не должно желать избавиться от страсти для того, чтобы избежать происходящей от неё скорби, но по совершенной ненависти к ней, как сказано: совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Пс. 138:22)»

Нил Синайский О грехах:«От уныния врачуют терпеливость и то, чтобы делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопонуждением, из страха Божия»

Марк Еффеский О грехах:«Не возносись познаниями из Писания, чтобы не впасть умом в дух хулы»

О грехах:«Невозможно пасть от бесовского прельщения тому, кто свою жизнь располагает не по своему суждению, а по совету преуспевших»

Ефрем Сирин О грехах:«Худой отзыв о другом есть праздное слово»

Григорий Нисский О грехах:«Старание оскорблять есть болезнь мышления и несчастье души, в которой искажен здравый смысл»

О грехах:«Как змей, извлеченный из темной норы на свет, старается убежать и скрыться, так и злые помыслы, будучи обнаружены откровенным признанием и исповедью, стараются бежать от человека»

Нил Синайский О грехах:«В день будущего вселенского суда потребуется от тебя отчет не только за праздное слово, но также за праздное и напрасное слышание»

Максим Исповедник О грехах:«Писание не отнимает у нас ничего, данного нам от Бога для употребления, но обуздывает неумеренность и исправляет безрассудность. То есть оно не запрещает ни есть, ни рождать детей, ни иметь деньги и правильно их расходовать; но запрещает чревоугодничать, прелюбодействовать и проч.»

МаркЕффеский Огрехах:«Ни злых помыслов отдельно от причин их, ни причин отдельно от помыслов нельзя победить ведущему с ними брань. Ибо, если одно что-нибудь отдельно отвергнем, то спустя немного посредством другого обоими будем обладать»

Ефрем Сирин О грехах:«Что такое праздное слово? — Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос»
Иоанн Златоуст
 так говорил : «Не так преступно грешить, как оставаться в грехе»

Ефрем Сирин О грехах:«В какой мере удаляется кто от безмолвия, в такой грубеет у него ум»

Иоанн Златоуст О грехах:«Нищ тот богач, который внутри не имеет сокровища душевного хотя бы и всё вне себя имел»

О добродетелях.


Блаженный Августин
 так говорил  О добродетелях: «Если вы страдаете от несправедливости нехорошего человека — простите его, а то будет два нехороших человека»

Дорофей Палестинский О добродетелях:«Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости»

Антоний Великий О добродетелях:«Если кто заговорит о неполезном для души, — будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит»

Дорофей Палестинский О добродетелях:«Не требуй любви от ближнего, ибо требующий её смущается, если её не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви»

Антоний Великий О добродетелях:«Те, которые проводят жизнь в малых и невысоких подвигах, и от опасностей избавляются, и не имеют нужды в особенных предосторожностях. Побеждая же во всем пожелания, они удобно обретают путь, к Богу ведущий»

Филарет Московский О добродетелях:«На порицание лучше отвечать кротостию, нежели порицанием. Чистою водою надобно смыть грязь. Грязью грязи не смоешь»

Серафим Саровский О добродетелях:«Проходящий путь сей не должен внимать посторонним слухам, от которых голова может быть наполнена праздными и суетными помыслами и воспоминаниями; но должен быть внимателен к себе»

Исидор Пелусиот О добродетелях:«Упование на Бога — незыблемый столп, не только обещающий избавление от бед, но не допускающий смущаться бедами, уже постигшими»

Нил Синайский О добродетелях:«Ум не перестает порождать помыслы, но ты худые отгоняй, а добрые возделывай»

Серафим Саровский О добродетелях:«Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не обленяться и непрестанно побуждать себя к лучшему»

Иоанн Златоуст О добродетелях:«Заграждай уста тем, кто захотел бы злословить находящегося в искушениях брата. Приобретай ему друзей и, если он выйдет из искушения, принимай его с особенным усердием. Таким образом ты будешь участником и венцов и славы»

Дорофей Палестинский О добродетелях:«Не великое дело не судить того или сострадать тому, кто находится в скорби и покоряется тебе; но велико — не судить того, кто тебе противоречит, не мстить ему по страсти, не соглашаться с осуждающим его и радоваться вместе с предпочтённым тебе»

О добродетелях:«Не возмущаться духу помыслами невозможно, но принять их или отвергнуть — это возможно всякому, кто употребит для этого старание. Как возникновение их не зависит от нас, так отвержение или принятие их состоит в нашей воле»

Нил Синайский О добродетелях:«Не почитай справедливость неважным добавлением к добродетели, потому что без нее всякое дело нечисто»

Исидор Пелусиот О добродетелях:«Единомыслие есть основание и начало всех благ для человека, и надлежит никому не подавать повода к брани и ссоре. Но если где увидишь, что нанесен вред благочестию им обижены немощные, не предпочитай мира истине, напротив того, стань мужественно, «до крове противу греха подвизающеся» (Евр. 12, 4)»

Серафим Саровский О добродетелях:«Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро»

Антоний Великий О добродетелях:«Благодари того, кто обижает тебя, и Бога будешь иметь другом»

Иоанн Кассиан О добродетелях:«Мы должны стараться возбуждать в себе сокрушение более размышлением о добродетелях, о Царстве Небесном, нежели вредным воспоминанием о своих грехах, ибо до тех пор не перестанешь обонять вредное зловоние из нечистой ямы, пока будешь стоять при ней»

Серафим Саровский О добродетелях:«Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай»
«Пришедший в безмолвие должен непрестанно помнить, зачем пришел, чтобы не уклонилось сердце его к чему-либо другому»

Исидор Пелусиот О добродетелях:«Премудр в слове, кто может мысль свою изложить ясно, а не кто затемняет ясность великомудрыми и высокими речениями»

Ефрем Сирин О добродетелях:«Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями»

Исидор Пелусиот О добродетелях:«Если же кто мало-помалу перестанет собирать и начнет раздавать другим, то возвратится в совершенное здравие. Ибо удобнее избежать плена, нежели плененному освободить себя.»

Ефрем Сирин О добродетелях:«Подлинно блажен и троекратно блажен тот, в ком есть терпение »

Исидор Пелусиот О добродетелях:«Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды, и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия»

Марк Еффеский О добродетелях:«Кто со страхом Божиим вразумляет и наставляет согрешающего, тот приобретает себе противоположную проступку добродетель»

Антоний Великий О добродетелях:«Бьющий кусок железа наперед смотрит мыслью, что намеревается сделать: серп, меч или топор. Так и мы должны размышлять: к какой добродетели приступить нам, Иоанн Кассиан О добродетелях:«Не возмущаться духу помыслами невозможно, но принять их или отвергнуть — это возможно всякому, кто употребит для этого старание. Как возникновение их не зависит от нас, так отвержение или принятие их состоит в нашей воле»

Феодор Студит О добродетелях:«Надлежит блюсти чувства, особенно зрение, через которое при неосмотрительном его употреблении враг наш ввергает в душу огонь»

Максим Исповедник О добродетелях:«Не все пекись о плоти, но определив ей подвиг по силе ее, весь ум свой собери на внутреннее. Телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть»

Серафим Саровский О добродетелях:«Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не обленяться и непрестанно побуждать себя к лучшему»

Антоний Великий О добродетелях:«Будь готов при всяком обличительном слове, которое слышишь, говорить: «Прости мне», — потому что такое смирение расстраивает все козни врага»

Дорофей Палестинский О добродетелях: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение» — должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Итак, когда кто-либо оскорбляет его, то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда другой смиряет его извне, он сам смирил себя внутренне»

Серафим Саровский О добродетелях: «Проходящий путь сей не должен внимать посторонним слухам, от которых голова может быть наполнена праздными и суетными помыслами и воспоминаниями; но должен быть внимателен к себе»

Василий Великий О добродетелях: «Опечалил ли кто тебя — не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло»

Ефрем Сирин О добродетелях: «Кроткий, принимая на Себя удары, остается тверд; во время ссоры — спокоен, в подчинении — веселится, не уязвляется гордынею, в уничижениях — радуется, за смутами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине»

Дорофей Палестинский О добродетелях: «Если ты рассеиваешься мыслями, укоряй себя во всем и повергни немощь твою перед Богом. Он поможет тебе и укрепит тебя преуспеть в Нем»

Марк Еффеский О добродетелях: «Добрая совесть приобретается молитвой, а чистая молитва — совестью»

Ефрем Сирин О добродетелях: «Поспешите к кротости, слыша, как она ублажается, слыша, что Духом Святым говорит о ней нелживый Исаия: «На ком упокою взор? — глаголет Господь. — Токмо на кротком и молчаливом и трепещущем словес моих» (Ис. 66, 2)»

Феодор Студит О добродетелях: «Стяжите безмолвие, не говорю, чтобы вы совсем не говорили ничего, потому что это часто несовместимо с нашей жизнью, но чтобы не говорили о неподобающих вещах»

Исидор Пелусиот О добродетелях:«Единомыслие есть основание и начало всех благ для человека, и надлежит никому не подавать повода к брани и ссоре. Но если где увидишь, что нанесен вред благочестию им обижены немощные, не предпочитай мира истине, напротив того, стань мужественно, «до крове противу греха подвизающеся» (Евр. 12, 4)»

Ефрем Сирин О добродетелях:«Умиление привлекает на душу Духа Святаго»

Антоний Великий О добродетелях:«Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению этого слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло, и злого и душевредного убегают, а о добром и душевнополезном и радеют и делают то с великим к Богу благодарением»

Ефрем Сирин О добродетелях:«Поспешите к кротости, слыша, как она ублажается, слыша, что Духом Святым говорит о ней нелживый Исаия: «На ком упокою взор? — глаголет Господь. — Токмо на кротком и молчаливом и трепещущем словес моих» (Ис. 66, 2)»

Серафим Саровский О добродетелях:«Употребил ли ты пищи много или сделал другое что сродное слабости человеческой, не возмущайся сим, не прибавляй вреда ко вреду; но, мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: блаженъ не осуждаяй себе, о немже искушается (Рим. 14, 22)»

Исидор Пелусиот О добродетелях:«Совершенства речи — истина, краткость, ясность, благонаременность, недостатки же — ложь, многословие, неясность и неприличие времени»

Ефрем Сирин О добродетелях:«Терпеливый достигает всякой добродетели »

Серафим Саровский О добродетелях:«Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг — плоть наша — был верен и способен к творению добродетелей»

Ефрем Сирин О добродетелях:«Подлинно блажен и троекратно блажен тот, в ком есть терпение »

Исидор Пелусиот О добродетелях:«Иди средним путем добродетели, потому что излишки и недостатки, отводя от прямого пути, оканчиваются пороками»

Антоний Великий О добродетелях:«Кто незлобив, тот совершен и богоподобен. Он исполнен радования и есть покоище Духа Божия»

Феофан Затворник О добродетелях:«Знать, что Христос умер — это история. Верить, что Он умер за меня — это спасение.»

О посте.

Нил Синайский О посте:«Совершенная цель воздержания, чтобы иметь в виду не злострадание, расслабление и совершенную ко всему негодность тела, но удобство душевных движений в богообщении»

Серафим Саровский О посте:«Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнурится и дух, то такое удручение будет безрассудно, хотя бы сие делалось для снискания добродетели»

Макарий Оптинский О посте:«Скудная пища огорчает плоть, но оживляет дух»

Иоанн Лествичник О посте:«Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами»

Игнатий Брянчанинов О посте:«Пост, это сильное орудие — когда он предоставлен самому себе, когда из орудия он уже претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия — делается для подвижника орудием самоубийства»

Серафим Саровский О посте:«Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом, и умом»

Игнатий Брянчанинов О посте:«Оставление телесных подвигов соделывает человеков подобным скотам, давая свободу и простор телесным страстям; излишество их делает человеков подобным бесам, способствуя расположению и усилению душевных страстей»

Феофан Затворник О посте:«Поста не чуждайтесь. Он — вещь прелюбезная. Только помалу… Обычно так, чтоб после еды все в душе оставалось по-прежнему, т.е. и та же теплота сердца, и та же светлость мысли. Это мерка»

Василий Великий О посте:«Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить»

Серафим Саровский О посте:«На хлеб и воду еще никто не жаловался»

Иоанн Кассиан О посте:«Пост бесполезен для тех, которые постятся не так, как угодно Богу»

Феофан Затворник: пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять.

Иоанн Кассиан О посте:«Должны быть различны время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу, но у всех должно быть одно правило укрощения плоти — для воздержания сердца и укрепления духа»

Иоанн Кассиан О посте:«Не ревность к благочестию, а неразумие докажет тот, кто захочет строго держаться правил поста и тогда, когда по времени праздничному делается разрешение на пищу»

О молитве.

Василий Великий О молитве:«Бог по движениям сердца узнает просимое»

Игнатий Брянчанинов О молитве:«Молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бог»

Исаак Сирин О молитве:«Быть злопамятным и молиться — то же, что сеять на море и ждать жатвы»

Тихон Задонский О молитве:«С какою надеждою будешь молиться Богу, когда сам не слушаешь молитвы подобных тебе людей?»

Василий Великий О молитве:«Высший вид молитвы – благодарение и славословие, низший – прошение»

Василий Великий О молитве:«Ты сам храм Божий, не ищи другого места для молитвы. Скажи: «помилуй меня», и Он тут уже»

Филарет Московский О молитве:«Помяни Христа, пролившего Свою кровь и за тех, которые проливали ее; помяни Его, возносившего с Креста молитву и за тех, которые вознесли Его на Крест: и ты не станешь думать о мщении врагам своим, но великодушно простишь им»

Серафим Саровский О молитве:«Если в молитве случится плениться умом в расхищение мыслей, тогда должно смириться пред Господом Богом и просить прощения, говоря: согреших, Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы»

Святитель Феофан Затворник: Молись Духу Святому: «сокровище благих, усокровиществуй благое в сердце моем»!

Блаженный Августин О молитве:«Проси в молитве не легкой ноши, а крепких плеч»

Иоанн Кронштадтский О молитве:«Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя»

Василий Великий О молитве: «Злой не видит, что является злом»

Игнатий Брянчанинов О молитве: «Когда при молитве мы подвергаемся постоянной рассеянности — это служит признаком, что сердце наше находится в плену у земных пристрастий и попечений, которые не допускают ему устремиться всецело к Богу и пребывать при Нем»

Ефрем Сирин О молитве: «Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенного целомудрия. Чтоб и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукавого»

Серафим Саровский О молитве:«В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами во внутреннем внимании; открывать же очи разве тогда, когда уныешь, или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую пред ним свещу»

Серафим Саровский О молитве:«Требуется подвиг и великая бдительность, чтобы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешивалось зловоние. Ибо Господь гнушается сердцем с нечистыми помыслами»

Игнатий Брянчанинов О молитве:«Не гоняйся за количеством молитвословий, а за качеством их, то есть чтоб они произносимы были со вниманием и страхом Божиим»

Ефрем Сирин О молитве:«Если хочешь препобедить уныние, займись хотя бы ненадолго каким-нибудь рукоделием, или читай, или часто молись»

Иоанн Лествичник О молитве:«На молитве стой с трепетом, как осужденный преступник стоит пред судиею, чтобы тебе и внешним видом и внутренним устроением угасить гнев Праведного Судии»

Игнатий Брянчанинов О молитве:«Все препятствия, встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве »

О покаянии.

Иоанн Лествичник О покаянии:«Великое дело отвергнуть от души похвалу человеческую, но большее – отвратить от себя похвалу бесовскую»

«Диавол никаким другим пороком столько не возносит христианина на стремнины и не приводит к смерти, как тем, что убеждает его пренебрегать советами отцов и последовать своему мнению и своей воле»

Иоанн Златоуст О покаянии:«Бог милует только тех, кто сожалеет о своих грехах и загладил их или покаянием, или делами милосердия»

Марк Еффеский О покаянии:«Сокрушение сердца бывает мягкое и полезное, которое ведет к умилению, другое — жестокое и вредное, которое ведет к смущению»

Иоанн Лествичник О покаянии:«Смиренномудрый монах не любопытствует о предметах непостижимых; а гордый хочет исследовать и глубину судеб Господних»

Ефрем Сирин О покаянии:«Не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили — покаемся. Тысячекратно согрешили? Тысячекратно припадем к Богу и принесем покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душе кающейся, ибо весь преклоняется к ней»

Марк Еффеский О покаянии:«Если хочешь приносить Богу неосужденное исповедание, то не вспоминай греховных изменений по виду их, но мужественно терпи находящие скорби за них»

Ефрем Сирин О покаянии:«Если ты грешник, то Бог не погнушается принять молитву твою, как скоро начнешь взывать к Нему»

Марк Еффеский О покаянии:«Кто осуждает или уничижает кого, тот разоряет свое покаяние»

Антоний Великий О покаянии:«Не обращай в уме своем грехов, некогда совершенных тобой, чтобы они опять не возобновлялись. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в этом не сомневайся»

Иоанн Лествичник О покаянии:«Покаяние есть бесскорбное отвержение всякого утешения телесного»

Игнатий Брянчанинов О покаянии: «Льстив, обманчив путь земной жизни: для начинающих он представляется бесконечным поприщем, исполненным действительности; для совершивших его — путем самым кратким, обставленным пустыми сновиденьями. Покайтеся!»

Ефрем Сирин О покаянии:«Не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили — покаемся. Тысячекратно согрешили? Тысячекратно припадем к Богу и принесем покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душе кающейся, ибо весь преклоняется к ней»

Иоанн Лествичник О покаянии:«Кто истинно подвизается о своем спасении, тот всякий день, в который он не оплакивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы и совершил в оный какие-нибудь добрые дела»

Игнатий Брянчанинов О покаянии:«Когда не можете сохраниться от шумного общества, то старайтесь сохраниться от многословия и излишних шуток, а когда и от сего не сохранитесь, то умывайтесь в покаянии»

Иоанн Кронштадтский О покаянии:«Каяться — значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, — значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, — значит всею душою желать исправления и заглаждения их»

Иоанн Лествичник О покаянии:«Не на брачный пир, о друзья, не на брачный пир мы приглашены; но Призвавший нас сюда поистине призвал на плач о самих себе»

Об отношении к ближним.

Тихон Задонский так говорил  Об отношении к ближним: «Хотя бы ты осуждая ближнего, ты правильное что о нем говорил, и хотя бы известное его дело порочил, однако за это не избежишь наказания, ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог.»

Марк Еффеский Об отношении к ближним:«Если увидишь, что кто-либо лицемерно тебя хвалит, то ожидай от него в свое время порицания»

Ефрем Сирин Об отношении к ближним:«Не должно уклоняться от труда, напротив того, если брат воспомоществует брату, то они неуловимы сетям диавольским»

Нил Синайский Об отношении к ближним:«Будем внимательны к себе и не станем осмеивать других, ибо в нас самих много такого, за что смеемся над другими»

Ефрем Сирин Об отношении к ближним:«Избавь брата своего от греха, и тебя избавит Господь в день гнева»

Ефрем Сирин Об отношении к ближним:«Нам должно утешать и увещевать друг друга, особенно во время искушений, чтобы действительно избавиться нам от горького рабства греху и от мучительства диавола»

Марк Еффеский Об отношении к ближним:«Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении»

Григорий Палама Об отношении к ближним:«Лучше прикрой падение ближнего, если от этого не будет вреда для других, чтобы не Хаму уподобиться, а Симу и Иафету и благословения сподобиться»

Исидор Пелусиот Об отношении к ближним:«Надлежит отвращаться льстецов более, нежели людей наглых. Ибо такая честь невнимательным делает больше вреда, нежели оскорбление, и труднее человеку одержать верх над собою, когда ему льстят, нежели когда его оскорбляют»

Нил Синайский Об отношении к ближним:«Согрешившему другу напомни о Судии и заживишь свою язву, потому что такое врачевство совета, как общее, пригодно и ему, и тебе»

Антоний Великий Об отношении к ближним:«Кто не принимает наставлений твоих, не говори тому их»

Нил Синайский Об отношении к ближним:«Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть и о себе, ибо все мы повинны во грехах и подлежим наказанию»

Исидор Пелусиот Об отношении к ближним: «Надлежит отвращаться льстецов более, нежели людей наглых. Ибо такая честь невнимательным делает больше вреда, нежели оскорбление, и труднее человеку одержать верх над собою, когда ему льстят, нежели когда его оскорбляют»

Ефрем Сирин Об отношении к ближним:«В благорасположении не будь пристрастен и не возбудишь к себе ненависти»

Ефрем Сирин Об отношении к ближним:«Нам должно утешать и увещевать друг друга, особенно во время искушений, чтобы действительно избавиться нам от горького рабства греху и от мучительства диавола»

Максим Исповедник Об отношении к ближним:«Если злопамятствуешь на кого, молись о нем»

Ефрем Сирин Об отношении к ближним:«Избавь брата своего от греха, и тебя избавит Господь в день гнева»

Нил Синайский Об отношении к ближним:«Согрешившему другу напомни о Судии и заживишь свою язву, потому что такое врачевство совета, как общее, пригодно и ему, и тебе»

Ефрем Сирин Об отношении к ближним:«Оказывай честь брату перед знакомыми его, и будешь почтен перед Господом»

Марк Еффеский Об отношении к ближним:«Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении»

Нил Синайский Об отношении к ближним:«Не будем ожидать, чтобы нас приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие. Это признак ума надменного и безрассудного»

Ефрем Сирин Об отношении к ближним:«Если затрудняется делом брат твой, раздели с ним труд, чтобы сподобиться тебе в оный день слышать от Господа: что сделал ты для единого сих братий Моих меньших, то для Меня сделал (Мф. 25, 40)»

О Боге.

Исидор Пелусиот О Боге:«Не вопи на Божие долготерпение по причине благоденствия нечестивых, которые, оскорбляя добродетель и увенчивая порок, даже превозносятся тем. Напротив того, удивляйся сему долготерпению по причине безмерной благости, призывающей их к покаянию»

Нил Синайский О дарах Божиих:«Печется же о нас Бог, когда и мы печемся о деле духовном»

Иоанн Златоуст О Боге:«Возлюбленный, когда видишь умножающиеся бедствия, не унывай, но еще более ободряйся. Бог попускает им быть для того, чтобы прогнать твою беспечность, чтобы пробудить тебя от сна.»

Серафим Саровский О страхе Божьем:«Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай»

Игнатий Богоносец О Царствии Божием:«Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царства Божия. Кто держится чуждого мнения, тот не сочувствует страданию Христову»

Григорий Палама О дарах Божиих:«Благодарение за те блага, которые восприняты от Бога, делает благопричастным Ему смирение и отсутствие дерзости в отношении тех, которые не имеют того; а надменность в благодарении, как будто бы благодаря своему тщанию и знанию оно пришло, и осуждение тех, которые сего не имеют, — делает благодарение неугодным Богу»

Исидор Пелусиот О Боге:«Долговременное, вечное, непосредственное, превосходящее всякое слово и всякий ум исхождение Христа от Отца Писания называют рождение, с намерением не страсть этим обозначить, но утвердить единосущие. Ибо рождаемое действительно с рождающим»

Феофан Затворник О Боге:« Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; и, какова молитва, таково и отношение к Богу»

Игнатий Брянчанинов О страхе Божьем: «Господь являет милость Свою к рабам Своим не в земном благополучии, а в земных скорбях»

Иоанн Кассиан О Боге:«Богом могут быть проникаемы все духовные и разумные существа, потому что Он один весь везде и во всем пребывает, так что и помышления людей, внутренние движения и все сокровенности духа Он видит и освещает»

Феофан Затворник О Боге:«Господь любит вас и взял вас в руки, чтобы вытеснить из вас все негожее. Как прачка трет, мнет и колотит белье, чтобы убелить его, так Господь трет, мнет и колотит вас, чтобы убелить вас и приготовить к наследию Царствия Своего, куда не войдет ничто нечистое»

 Серафим Саровский О страхе Божьем:«Страх Божий есть отец внимания, а внимание — матерь внутреннего покоя»

Серафим Саровский О Боге:«Отцы написали, когда их спрашивали: ищи Господа, но не испытуй, где живет»

Блаженный Августин О страхе Божьем:«Ежели власть приказывает нечто противное Божественной воле — не слушайте власти. Нам сказано: несть власти нежели отъ Бога»

Игнатий Богоносец О Царствии Божием: «Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царства Божия. Кто держится чуждого мнения, тот не сочувствует страданию Христову»

Ефрем Сирин О дарах Божиих:«Ведение есть сила Божией благодати»

О церкви, Богородице и святых.

Игнатий Брянчанинов О Богородице и святых:«Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», к одной Богоматери Церковь употребляет слова: «Спаси нас!»»

Серафим Саровский О Богородице и святых:«Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго»

Ефрем Сирин О Церкви:«Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников»

Серафим Саровский О Церкви:«Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время,- знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться вопрошаний»

Ефрем Сирин О Церкви:«Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергается сугубому нарицанию за то, что отвлекает от молитвы того, с кем разговаривает, и тех, которые стоят близ его»

Иоанн Златоуст О священстве:«Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, а кто стал презирать священника, тот мало-помалу дойдет и до оскорблений Бога. Хотя бы священник был и не благочестив, но Бог, видя, что из благоговения к Нему ты почитаешь даже и недостойного чести, Сам воздаст тебе награду»

О Таинствах:«Мы не должны уклоняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками, но еще более и более с жаждой должны поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однако же, с таким смирением и верой, что, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран»

Марк Еффеский О Таинствах:«Святое крещение совершенно и подает нам совершенство, но не делает совершенным не исполняющего заповедей»

Иоанн Златоуст О священстве:«Безумно не уважать власть священников, без которой невозможно получить спасение и обетованные блага»

Марк Еффеский О Таинствах: «Волю нашу по крещении ни Бог, ни сатана не приневоливает»

Ефрем Сирин О Церкви:«Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергается сугубому нарицанию за то, что отвлекает от молитвы того, с кем разговаривает, и тех, которые стоят близ его»

Феофан Затворник:  пребывание в храме — отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат.

О страданиях.

«Где был Ты, милосердный Иисусе?.. почему с самого начала не явился исцелить мои раны?» Господь ответил: «Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество. – житие Антония Великого.

 Святитель Феофан Затворник. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.

Григорий Нисский О страданиях:«Горестное посылается от Бога достойным того, каждый же сам для себя бывает виновником этих бичей, собственным своим произволом уготовляя себе ожидающие его скорби»

Василий Великий О страданиях:«Поражается плоть, чтобы исцелилась душа; умерщвляется грех, чтобы ожила правда»

 от скорби происходит терпение, 4от терпения опытность, от опытности надежда, 5а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Рим.5. 3-5.

Марк Еффеский О страданиях:«Исполняющий заповедь пусть ожидает за нее искушения, ибо любовь ко Христу испытывается противностями»

Иоанн Кассиан О страданиях:«Все люди искушаются по трем причинам: по большей части для испытания, иногда для исправления, нередко для наказания за грех»

Игнатий Брянчанинов О страданиях:«Во время напастей не ищи помощи человеческой, не трать драгоценного времени, не истощай сил души твоей на искание этой бессильной помощи. Ожидай помощи от Бога, по Его мановению в свое время придут люди и помогут тебе»

Серафим Саровский О страданиях:«Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более»

Марк Еффеский О страданиях:«Познавшие истину не противятся скорбным приключениям, ибо знают, что они приводят человека к страху Божию. Кто противится постигающим его скорбям, тот, сам того не зная, противится повелению Божию»

Серафим Саровский О страданиях:«Итак пусть будут болезни не от нас самих, но от Бога»

Марк Еффеский О страданиях:«Постигающие нас скорби и обличения, по-видимому, не бывают подобны нашим винам, но в духовном отношении сохраняют всю правду»

О зле.

Василий Великий О зле:«Мы предаемся злословию и злоречию, не разумеем, что слова, которые теперь произносим, станут против нас в день суда, пресекут нам путь и сделаются как бы стеной, через которую нельзя пройти»

Ефрем Сирин О зле:«Если кто, злословя тебя, расскажет, что сделано тобой худо, то вини больше себя, нежели другого. Не его заставляй молчать гневными угрозами, но себя самого исправь»

Иоанн Златоуст О зле:«Не только делающие зло, но и одобряющие их подвергаются одинаковому с ними или даже более тяжкому наказанию»

Ефрем Сирин О зле:«Если кто и справедливо злословит, то правда его будет неправдой»

Ефрем Сирин О зле:«В злоречивом все есть, и клеветничество, и ненависть, и наушничество, потому признается он братоубийцей, безжалостным и немилосердным»

Ефрем Сирин О зле:«Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в памяти страха Господня и дня кончины»

О милосердии.

Иоанн Златоуст О милосердии:«Богат не тот, кто много приобрел, а тот кто много дал»

Блаженный Августин О милосердии:Кровь Христова хотящему-спасение, не хотящему-казнь»

Дорофей Палестинский :«Никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило и прямое делает кривым»

 О вере, земной жизни, о душе.

 Антоний Великий О земной жизни:«Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души»

Антоний Великий О смерти:«Небесные существа бессмертны по сущей в них доброте, а земные стали смертными по причине находящегося в них самопроизвольного зла, которое у неразумных умножается от разленения и неведения Бога»

Нил Синайский О земной жизни:«Нет ничего столь непрочного, бессильного, жалкого, как счастье человеческое (земное)»

Ефрем Сирин О вере:«Кто верует, что будет Суд, тот не судит ни одного человека, но себя блюдет и охраняет даже от малого и неважного худа»

Антоний Великий О душе:«Благочестивая душа знает Бога всяческих: ибо быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию, а это значит знать Бога»

Серафим Саровский О душе:«Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела, не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину»

Ефрем Сирин О земной жизни:«Старайся дневную работу оканчивать в назначенный день, и ум, не связанный заботой и печалью, будет иметь свободное время для молитвы»

Антоний Великий О вере:«Мужество есть не что иное, как твердость в истине и сопротивление врагам»

Блаженный Августин О жизни:«Все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться»

Исидор Пелусиот О земной жизни:«Несправедливым правосудие должно воздать и непременно воздаст правдивым наказанием, если только не будет несправедливо само правосудие»

Ефрем Сирин О земной жизни:«Старайся дневную работу оканчивать в назначенный день, и ум, не связанный заботой и печалью, будет иметь свободное время для молитвы»

 Симеон Новый Богослов О вере:«После того, как человек вкусил от запрещенного древа и умер горькой смертью, то есть отпал от Бога и подвергся растлению, тогда, чтобы совсем не отпал от всякого добра, дан был ему закон, чтобы познавал, что хорошо и что худо. Ибо человек стал слеп, вышел из ума и обессмыслел, почему и имел нужду в научении»

Блаженный Максим Московский: «Божница домашя, а совесть продажна; всяк крестится, да не всяк молится; Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь».

«Не всё по шерсти, ино и напротив… За дело побьют, повинись, да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются; за терпение даст Бог спасение».

Исидор Пелусиот О земной жизни:«Весьма стыдно, желая повелевать подчиненными, оказаться не имеющим сил управлять собой»

Симеон Новый Богослов Об атеизме: «Те, которые совершенно удалены от Бога и не взыскали Его, не соединились с Ним и не избавились от рабства страстям и смерти, никогда не будут обладать той совершенной неизреченной и неизъяснимой радостью, которую имеют рабы Христовы, свободные от всех неуместных пожеланий удовольствий и славы»

Серафим СаровскийО земной жизни: «Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души»

Симеон Новый Богослов О вере:«Надобно начинать с меньшего и, постепенно преуспевая, восходить к более и более совершенной святыне и чистоте. И хотя бы прожили в этой жизни тысячи лет, никак не возможем достигнуть полного совершенства святыни, но долг имеем подвизаться ради нее непрестанно так, как бы теперь только положили начало»

Ефрем Сирин О вере:«Кто верует, что будет Суд, тот не судит ни одного человека, но себя блюдет и охраняет даже от малого и неважного худа»