О храме. История и современность.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках, в г. Москве.

        Церковь Рождества Богородицы, что на Бутырках,  Троицкого благочиния Северо-Восточного викариатства епархии города Москвы, находится  в пяти километрах  на север от Кремля,  за Савеловским вокзалом, в начале  Бутырской улицы, построена при царствовании Петра и Иоанна Алексеевичей и освящена Патриархом Иоакимом в 1684 году.  По стилю зодчества  принадлежит к наилучшим зданиям XVII века, по величине  занимала едва ли не первое место между приходскими церквями того времени. Это был первый в России полковой храм, выстроенный на средства регулярного полка и ставший его духовным центром,  поэтому и размеры храма были таковыми, чтобы мог вместиться целый полк.  Но годы богоборческого лихолетья безжалостным шквалом обрушились и на этот дивный храм.

Начало 20 века. Вид с бутырской улицы.
Начало 20 века. Вид с Бутырской улицы.

И ныне на  Бутырской улице из всего церковного ансамбля можно увидеть только восстановленную колокольню.

 

Восстановленная колокольня. Вид с Бутырской улицы.
Восстановленная колокольня. Вид с Бутырской улицы.

       Сам же храм, вернее то, что от  него осталось, оказался за промышленным зданием бывшего завода «Знамя», (ныне деловым центром), построенным в 70-е годы ХХ века. Теперь, чтобы увидеть  сам храм, нужно пройти на Большую  Новодмитровскую улицу, пролегающую  параллельно Бутырской с восточной ее стороны.

       Нашему взору предстанет изуродованный до неузнаваемости четверик со снесенной купольной частью и пристороенными справа и слева  уродливыми  постройками, с пробитыми в стенах нелепыми окнами, с торчащими из стен трубами, за большим каменным забором до недавнего времени обнесенным   колючей проволокой.

Вид с Б. Новодмитровской 2006 г.

Вид с Б. Новодмитровской в наши дни.
Вид с Б. Новодмитровской в наши дни.

        А в начале XX века  это  был красивейший ансамбль, состоящий из четверика храма, примыкающей к нему большой трапезной части с двумя приделами во имя  Николая Чудотворца  и преподобного Сергия Радонежского и отдельно стоящей шатровой колокольни, имевшей справа и слева  пристроенные крылья, в которых располагалась часовня и подсобные помещения, а также церковно-приходской школы и богадельни. Рядом  с территорией храма на Бутырской улице находилось красивое здание  Алтайской духовной миссии.

Нач. 20 в. Вид с Бутырской ул. На переднем плане здание Алтайской духовной миссии.
Нач. 20 в. Вид с Бутырской ул. На переднем плане здание Алтайской духовной миссии.
Нач. 20в. Вид на северную стену храма.
Нач. 20в. Вид на северную стену храма.

         На внешних стенах четверика храма с четырёх сторон располагались   великолепные иконы, написанные по золотому фону: Рождества Богородицы, Благовещения, Спасителя с предстоящими Ему Божьей Матерью и Иоанном Предтечей, Благословения Царицы Небесной.

Икона Спасителя с Предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей.
Икона Благословение Царицы Небесной. (Северная стена храма).

       Их расположение на храме  было не случайно: зодчие выбрали именно эти иконы и расположили их с четырех сторон в таком порядке, что они представляли собой  тропарь Рождеству Богородицы в образах: каждая икона соответствовала определённой фразе тропаря Рождеству Пресвятой Богородицы: «Рождество Твое, Богородице Дево (икона Рождества Богородицы), радость возвести всей вселенней (икона Благовещения), из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш (икона Деисис — Спаситель с предстоящими Божией Материю и Иоанном Предтечей) и разруши клятву даде благословение и упразднив смерть дарова нам живот вечный (икона Благословения Царицы Небесной)».

К четверику храма примыкала длинная  трапезная с двускатной крышей и с  большой папертью с западной стороны, над которой располагалась икона Рождества Пресвятой Богородицы.  Северная и восточная паперти были меньше и вели в четверик храма.

Южная половина трапезной части с приделом преподобного Сергия.
Южная половина трапезной части с приделом преподобного Сергия.
Западная паперть, трапезная часть храма.
Западная паперть, трапезная часть храма.
Придел преподобного Сергия и южная паперть. Вид с Б. Новодмитровской ул.
Придел преподобного Сергия и южная паперть. Вид с Б. Новодмитровской ул.

Отдельно стояла высокая шатровая колокольня, в которой было сорок маленьких декоративных окошек – слухов. Такие колокольни появились после указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых храмов. Церковь Рождества Богородицы на Бутырках стала одним из храмов, в которых этот запрет был обойдён – шатровым стало не само здание церкви, а только колокольня. В Москве до сих пор сохранились храмы с подобными шатровыми колокольнями, но не стоящими отдельно, а примыкающими к храму.   Колокольня  состояла из трёх уровней, гармонично сочетавшихся между собой.

Колокольня храма в начале 20 в.
Колокольня храма в начале 20 в.

           Нижний ярус был проходным на территорию церкви, на втором ярусе  между двух крупных окон размещалась икона Спасителя во весь рост с раскрытым Евангелием и припавшими к Его стопам Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским (точно такая же икона,  была на Спасских воротах Кремля). Под карнизом второго яруса  располагались прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых были рельефно изображены вазы с цветами, такие же изразцы, но изображавшие  райских птиц были при входе в храм.

Второй ярус был предназначен для хранения церковной утвари. Третий ярус колокольни был восьмиугольным с пролётными арками  здесь находилась  звонница,  увенчанная  конусообразным восьмигранным шатром с окошками-слухами.

Первый и второй ярусы колокольни. Нач. 20 в.
Первый и второй ярусы колокольни. Нач. 20 в.

         К 1917 г. эта колокольня и практически такая же колокольня церкви Николы Явленного на Арбате (снесена в 1931 г.) признавались наиболее изящными и изысканными в Москве. В настоящее время колокольня со  звонницей полностью восстановлены в историческом виде.

«В 1810 году, стены главного храма и купол расписаны в стиле итальянской живописи, известным в Москве живописцем Колмыковым, а в 1874 году украшена живописью и трапеза с алтарными приделами художником Н. А. Стожаровым. Но была ли прежде сего Церковь расписана, об этом ничего нам неизвестно»[1].  Хотя внешне церковь с XVII в. до середины 30-х гг.  ХХ в.  практически не изменилась, но внутренняя роспись была заново сделана в конце XIX – начале XХ века,  образа же в новом иконостасе XIX века оставались старые.

В конце XIX – начале XX вв. на территории храма были построены здания церковно-приходской школы и богадельни.

После октябрьского переворота 1917 года храм  постигла участь большинства храмов Росии: несмотря на то, что в 1918 году храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе декретом Ленина был причислен к архитектурным памятникам народов России и поставлен на государственную охрану,  все основное имущество храма было разграблено  под видом изъятия «в пользу трудового народа» или сожжено прямо перед воротами колокольни.  По воспоминаниям внуков  протоиерея Христофора Максимова, служившего в храме до его закрырытия  в 1935 году  и почившего в 1938 году, Николая и Павла Максимовых ,  прихожане из огня выхватывали иконы и уносили их домой (одна из таких икон, возвращенная в храм в 2006 году, находится теперь в алтаре храма).

Храм был окончательно закрыт в 1935 году. До этого времени при богоборческой власти в нем, хоть и нерегулярно, но совершались богослужения и требы,  и некоторое время (по воспоминаниям Н.К.и П.К. Максимовых) при храме жили или Святейший Патриарх Тихон, или кто-то из архиереев Русской Православной Церкви.

Храм Рождества Богородицы в Бутырской слободе после уничтожения храма Христа Спасителя рассматривался  и в числе претендентов на Кафедральный собор, поскольку входил в пятерку крупнейших храмов Москвы.

Несмотря на то, что храм считался  памятником архитектуры,  уже в 1926 году Правление промышленных и производственных предприятий «Промвоздух» организовало на территории храма  механические мастерские № 4,  на базе которых в 1931 году был создан филиал завода №1 ВВС РККА, а в 1933 году филиал получил статус самостоятельного завода №132 ГУАП Наркомтяжпрома, и в 1935 году за подписью директора завода № 132 Главного Управления Авиационной Промышленности тов. Фреймана в Президиум ВЦИК  поступило прошение о передаче здания церкви в пользование заводу,   хотя согласно письму Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК, здание могло было быть использовано только «для культурных надобностей» и «при условии сохранения в неприкосновенности наружной архитектуры (куполов, окон, оконных наличников, порталов и т.д.) и основных внутренних конструкций». Но богоборческая власть и руководство завода и не стремились  к сохранению таких исторических памятников и « уже в конце 30-х годов были сняты главы церкви и покрыты четырехскатной железной крышей. Колокольня же простояла в бездействии до начала Великой Отечественной войны. Вот тогда сочли за благо сломать шатер и восьмерик, чтобы они не были приметным ориентиром для вражеских самолетов…»[2] Здания богадельни и церковно-приходской школы были снесены практически перед войной. Если бы не противостояние группы историков и искусствоведов, были бы снесены и остатки храма и колокольни.

В 1960 г. 30 августа вышло постановление Совета Министров РСФСР № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» согласно которому  «Церковь Рождества в Бутырской стрелецкой слободе, 1682-1684 гг. , Бутырская ул. 56, состоит в списке памятников государственного значения под № 232 (приложение №1, Октябрьский р-н г. Москвы по территориальному делению 1960 г.) и нуждается в скорейшей реставрации.  И тот же Совет Министров РСФСР в 1968 году дает разрешение заводу «Знамя» при строительстве производственного корпуса произвести частичную разборку трапезной памятника архитектуры XVII века б. Церкви Рождества в Бутырской стрелецкой слободе. При этом  Минавиапром и дирекция завода берут на себя обязательства:

1) открыть доступ к памятнику со стороны Б. Новодмитровской улицы.

2) полностью освободить от пристроек и производственных цехов.

3) изменить характер использования здания храма.

4) провести ремонтно-реставрационные работы, восстановить внешний облик храма.

Однако никто эти обязательства выполнять   не собирался и, даже более того,  в 1970 году  были снесены большая часть трапезной и крылья колокольни.   Хотели снести и оставшиеся два яруса колокольни, но не удалось. Между храмом и оставшимися двумя ярусами колокольни было построено  производственное здание, придавшее Бутырской улице неприглядный вид и закрывшее собой четверик храма. Теперь  несведущему человеку невозможно стало догадаться, что на этом месте  был прекрасный церковный ансамбль.

1970-е гг.-1998г. Бутырская ул., остатки колокольни.
1970-е гг.-1998г. Бутырская ул., остатки колокольни.

        Чтобы полностью оградить остатки храма от взора прохожих, с севера и юга храма  были построены еще два производственных здания. Храм оказался закрытым со всех сторон.

За время использования  заводом здания храма оно  до такой степени было изуродовано, что невозможно себе представить, что такое было сделано нашими же соотечественниками: выбитые кирпичи,  с северной  и южной стороны  огромные уродливые пристройки, в стенах храма прорублены окна и огромные дыры   для труб, кирпичи древней кладки от неестественной эксплуатации здания разрушились, появились трещины, из которых торчали выросшие за это время деревца.  Вход был пробит через алтарную часть.

Коней 20 в. Зданием храма пользуется завод.
Коней 20 в. Зданием храма пользуется завод.

Еще более страшную картину представляло собой  внутреннее состояние храма : все пространство было разделено на три этажа, в алтарной части храма   сделана лестница, соединявшая три этажа, и туалет,  фрески большей частью были полностью разрушены, а оставшиеся были замазаны 6-ю слоями масляной краски.  В  помещениях расположили  цеха гальванопластики и литейный. По воспоминаниям очевидцев, когда стены (при  литье) нагревались, из-под побелки проступали фрески с ликами святых. Когда воздух охлаждался, изображения постепенно исчезали.

Остатки росписей купольной части храма.
Остатки росписей купольной части храма.

В 1996 году указом Святейшего Патриарха Алексия в храм настоятелем назначается клирик храмов свт. Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке иерей Алексий Талызов. В колокольне храма (Бутырская, 56) начинают еженедельно совершаться молебны, проводится ремонт колокольни и реконструкция её под  храм (площадью 16 м 2).      В 1993 году создается инициативная группа по возрождению храма и церковных богослужений, регистрируется устав общины храма.

В апреле 1999 года в первом ярусе колокольни был сооружен храм, освященный во имя благоверного Великого Князя  Димитрия Донского,  и в нем начались регулярные богослужения. В 2012 году колокольню восстановили в первозданном виде на народные средства.

Распоряжением правительства РФ от 15 апреля 2000 года, подписанным председателем правительства Владимиром Путиным, предписано ММЗ «Знамя» в течение одного месяца передать здание храма верующим. Храм был передан только в 2006 году. Освобождение от заводских цехов продолжалось до 2010 года. В четверике храма, разделенном заводом на три этажа, на втором этаже силами прихода храма был сделан ремонт и уже в 2007 году начались регулярные богослужения.

[1]А. Ансеров. Историческое описаение церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках.

[2]цитата из книги «Храмы Северного округа Москвы.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *