Открытие выставки о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе в помещении МФЦ Бутырского района.

В день преподобного Алексия — человека Божия, 30 марта 2015 г.,  настоятель храма протоиерей о. Алексий Талызов освятил выставку, посвященную  храму, в помещении МФЦ  Бутырского района. Выставкаподготовлена по предложению Главы Управы Бутырского района А.А. Беляева силами прихода  храма и благотворителей. На освящении присутствовали Глава Управы Бутырского района Беляев Алексей Александрович, руководитель МФЦ  Бутырского района Дегтев Виталий Алексеевич,  заместители Главы Управы Медведева Е.В. и Шкловская Н.В., сотрудники Упрравы и МФЦ, благотворитель выставки — Гендиректор ОАО «СБР» Сошников Алексей Николаевич,  фотограф, автор художественного оформления выставки, Белянчев Валентин Алексеевич,  сотрудники и прихожане храма.  Глава Управы  поздравил о. Алексия с днем тезоименитства и с днем рождения, выразил благодарность и надежду на дальнейшее сотрудничество, вручил благодарственные грамоты Сошникову А.Н. и Белянчеву В.А. В ответном слове о. Алексий с благодарностью за сотрудничество  подарил на память Главе Управы Беляеву А.А. коллаж из фотографий нашего храма.

30.03.2015        Людмила Кабанина

Огласительные беседы

     Дорогие братья и сестры!
      По воскресеньям в 16.00 настоятель  храма протоиерей Алексий Талызов проводит
 индивидуальные духовные беседы с прихожанами и всеми желающими.
Записываться на беседу необходимо заранее по телефону  8-499-753-16-24
или за свечным ящиком. 

 

НА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ 

 с желающими принять Святое Крещение или стать крестными родителями можно записаться по тел.: 8-963-770-85-54.

Предварительно вы можете прослушать огласительные беседы, перейдя по следующей ссылке

Здесь вы можете прослушать огласительные беседы

Наука ведёт к Богу.

Совсем еще недавно ушел от нас в иной, лучший мир прекрасный русский ученый и замечательный русский человек — академик Фатей Яковлевич Шипунов, подвижническую деятельность которого один митрополит оценил печатно как «равноапостольную»… До возглавления Российской Академии наук Ф.Я. Шипунов, состоя в руководстве Института биосферы Академии наук СССР, заведовал экологической кафедрой. О том, какую принципиальную позицию по многим острым вопросам нашего бытия занимал этот честный ученый, говорят теперь его труды: книги, брошюры, фильмы, магнитозаписи множества публичных лекций и встреч.

Эта беседа была записана еще в 1985 году в гостях у провинциального священника, в домашней обстановке, как говорит Апостол: «не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам» (2 Ин. 1; 12), хотя по актуальности ее содержание и сегодня представляет немалый интерес для более широкого круга соотечественников.

Вопрос священника: Мне, как православному священнику, интересно знать: есть ли научное доказательство бытия Божия, существования невидимого мира — мира духовного? Вот об этом хочется узнать подробнее». Расскажите нам, Фатей Яковлевич.

Ответ. Существует наука, которая называется квантовой механикой и которая исследует частицу как физическую структуру и частицу как волну (энергию). Так оказалось, что за пределами элементарных частиц — нейтронов, протонов, электронов, позитронов и так далее уже не существует материального мира, а существует их волновая функция.

Вся Вселенная состоит из некоторой субстанции, которую нельзя назвать материальной. Это духовная субстанция, которая имеет в физике значение — только как волны. Причем эта волна строго организована: более сильно, чем физический мир. И эта волновая функция определяет всю структуру и строит весь физический мир.

Имеются такие волны, метрики которых равны метрике Вселенной: то есть волна распространяется мгновенно — в любую точку Вселенной. Слово ли произнесенное или событие запечатлеваются в любой точке Вселенной, и навсегда. Поэтому есть Высшая Сила, которая видит весь мир — мгновенно и моментально благодаря таким волновым функциям.

Волновую функцию имеет человек, имеет атом, имеет молекула и так далее… Именно волновая функция правит всем (материальным) миром. Материальный мир — это неживой мир, который управляется волновой функцией, фактически -духом. Это исчисляется с математической точностью: имеется длина волны, частота волны, фаза волны… Причем когда физик экспериментирует со своим прибором, то он может попросить, чтобы волновая функция выдала ему частицу. Так были открыты нейтрины и антинейтрины и так далее…

Опасность экспериментов с атомными ядрами заключается в том, что недоброжелательный физик может вызвать такую реакцию волны, какая способна взорвать далее Солнечную систему.

В учебниках нет формул квантовой механики, и если бы они были опубликованы, то мир просто прозрел бы; он сейчас ведь слеп! И, к сожалению, гинсбурги и прочее «научное гестапо» не дают публиковать. Мы (по публикациям) знаем только формулу Эйнштейна: Е=МС2. Она неточна, ошибочна. Там не введен духовный волновой коэффициент. В ближайшее время мы, вероятно, опубликуем уравнение квантовой механики, которое доказывает существование духовного мира, который и правит физическим миром. Это все можно показать на доске, нарисовав графики, как это все определяется. То есть: доказано с математической точностью существование творящих сил Вселенной, от которых зависит весь материальный мир и мы с вами. Это последнее открытие квантовой механики. А квантовая механика считается последним словом науки.

Наука подошла уже к порогу, за которым она открыла совершенно другой мир, и фактически наука практическая прекратила свое существование. Теперь дело за богословием. Это уже не дело науки; наука описывает материальные механические миры и так далее… То есть: наука открыла богословский мир и мир духа, И объяснять (мир) — теперь дело за богословами.

В структуре познания у любого государства и общества, у любого народа 95% должно быть подчинено богословским наукам; 5 или 3% — философским, рацио, нашему уму; а классическим эмпирическим наукам могут быть подчинены доли процента. Если такая структура (познания мира) будет соблюдаться, мир будет сохранен. А сейчас — все наоборот, перевернуто вверх тормашками. Нам не разрешают публиковать волновые уравнения и Шредингера, и других ученых, хотя несколько раз покойные академики Петр Иванович Капица и Семенов Николай Николаевич пытались это сделать, но, к сожалению, только недавно удалось опубликовать книгу академика Логунова (ректора МГУ), который доказывает ложность теории относительности и общей, и частной.

Полностью разоблачен и доказан математический блеф Эйнштейна и показано, что за пределами физического мира существует еще более сложно организованный волновой безматериальный мир. Это со стопроцентной точностью доказала современная математическая и физическая наука. Это сейчас нужно все опубликовать, чтобы народ взглянул по-иному на духовный мир. Немец Шредингер опубликовал эти формулы на Западе и пятидесятых годах. Их надо было в (наши) учебники ввести. Ведь у нас во всех учебниках — Е=МС2 — неточная фальшивая формула.

Вот посмотрите: почему сейчас везде идет борьба за разоружение — за сокращение ракет средней дальности? Дело в том, что из этой формулы не вытекает один очень важный фактор. Накоплено огромное количество боеголовок с ураном-235: так оказалось, что если 25 лет пролежит уран-235 с содержанием 20% — это его начинка, балласт, то он самопроизвольно начинает выделять из себя плутоний. А у плутония критическая масса очень мала: порядка доли процента, и скоро весь накопленный ядерный арсенал начнет сам по себе взрываться — в подземных кладовых и везде! И война не нужна. Поэтому сейчас встал вопрос на переговорах, которые ведутся: куда его деть? Если выбрасывать за пределы Солнечной системы, то потребуются колоссальные деньги. Потому что выведение на орбиту килограмма металла в наших спутниках стоит 50 — 60 тысяч (доперестроечных) рублей, а там -18-20 тонн! Вот и подсчитайте, какие огромные ресурсы (предлагается) выбрасывать на ветер! Поэтому из математических формул, существующих в нашей стране, не вытекает ряд аспектов, которые мы в последнее время обнаружили. Так же, как биологическая наука не в состоянии была предсказать появление таких страшных духовных болезней, как СПИД и подобные ему вирусы. Их уже три вида возникло. То же самое и в физике: у нас (в стране) на ряде атомных станций стал выделяться непредсказуемый (для эйнштейновцев) плутоний, а это ведет к взрыву. Поэтому если бы мы применяли при развитии ядерной физики математический аппарат квантовой механики, то мы бы этого не допустили, мы обязательно предсказали бы выделение плутония. Это же страшная штука!

Плутоний стал выделяться на некоторых атомных станциях, он выделяется в ядерных боеголовках. Пройдет еще десять лет, и он начнет взрываться. А их накоплено огромное (количество) — десятки тысяч. Земной шар ведь в кусочки может разнести! На каждого человека в мире накоплено 80 тонн тринитротолуола, а нужна тысячная доля грамма его, чтобы убить человека. Это же сумасшествие, и самое настоящее!

Так что существует духовный мир, и очень сложный. Сейчас разработаны жидкокристаллические датчики, которые фиксируют волновые функции: когда через один квадратный сантиметр проходит сигнал — десять в двенадцатой степени сигналов в секунду волновых функций. А каждая волновая функция — это монада, это есть носитель сущности, причем он организован более сложно, чем физический мир. Физический мир — это полухаос, его держат в «узде» волновые функции.

Нашими приборами мы фиксируем волновые функции и с отрицательным «знаком». Преобладают, конечно, с положительным «знаком», а эти — с отрицательным. Они фиксируются в левой части осциллографа. Это говорит о том, что существует, антимира который не несет жизненного начала, он может только разрушать физический мир! Эти отрицательные поля мы обнаружили в НЛО — летающих «тарелках».

Существуют демонические явления, допускаемые (Творцом) на Земле. Определены их центр, траектории полета и так далее… Есть «точка», где существует некий «владыка», который этим (демонизмом) управляет. Мы это знаем; нам давно вера (православная) подсказала, что это такое. У нас есть сейчас своя терминология (научная) по этому делу…

А волновые функции организованы более строго, иначе они не управляли бы нашим физическим миром.

Именно на Земле растет с каждым годом количество электромагнитных «матриц» с отрицательным знаком. Причем они фиксируются: в окружении одного человека их практически нет, а другой ими просто облеплен.

Но что самое поразительное: когда мы обратились в Министерство внутренних дел, то узнали, что у нас в стране в 70% нераскрытых страшных уголовных преступлений, не знают причин. Так мы им сказали, что при определенных условиях (причинах) — раньше это называли «бездушный человек» — образуется вакуум и в него, мы это фиксируем приборами, внедряются электромагнитные «матрицы» с отрицательным знаком, и они начинают управлять человеком. И это страшно! Раньше это называли (по-славянски) бесами, мы их называем (на языке физики) электромагнитные «матрицы». Это не совсем и не просто электрическое поле…

В присутствии этих полей волновых функций меняется векторальная структура электромагнитного поля, и это электромагнитное поле мы фиксируем.

Вот вы подъезжаете к Кирилло-Белозерскому монастырю, а на машине установлены датчики. На расстоянии семи километров от монастыря они аж зашкаливают. Это (в православии) называется «промоленное пространство». Если вы из Кирилло-Белозерского монастыря принесете кирпич в дом, то он излучает большое количество энергии во все стороны.

А на Елоховском (кафедральном) соборе мы делали измерения энергетики (накупольного) креста на Пасху. С началом богослужения излучение увеличивалось на порядок: с каждого квадратного сантиметра креста излучается несколько киловатт энергии в секунду — колоссальная энергия! Прямо маленькая «электростанция»! Вертикальная часть креста принимает космическую радиацию, а горизонтальная часть его переизлучает на поверхность Земли.

Ведь крест — это самое совершенное острие стоков. Острие стоков классическое — это, к примеру, хвоинка на сосне. А крест является самым мощным излучателем электрических зарядов, причем живительных зарядов, которых так не хватает на Земле. Это чисто физическое явление; я не буду говорить о других.

Крест — это одно из самых мощных явлений подпитки жизненных сил на Земле. В природе (по мощи) ему нет примера, так же, как и колоколу.

Колокол излучает огромное количество резонансной ультразвуковой радиации, и все кругом очищает — и духовно, и физически. А ультразвуковая радиация существует давно, и вообще биосфера — это единственное место на Земле, где она есть. Вот, к примеру, над Москвой -15 километров, а вниз она идет до 3 километров. Это тоненькая оболочка Земли.

В пределах биосферы существует созданная Творцом звукосфера, а человек с некоторых пор стал ее преобразовывать в шумосферу, в хаос. Есть шум, а есть звук. Звук целителен для всякой живой клетки, а шум разрушающ. Шум накапливается, аккумулируется в живой клетке: и вообще в организме каждая клетка может развалиться. И в этой шумосфере, которую человек сам создает, ему, конечно, не выжить. А звук способствует жизнедеятельности клетки.

С помощью творческих сил Вселенной и Творца, чтобы помочь усилить звукосферу в биосфере, был создан колокольный звон. И там, где присутствует колокольный звон, всегда ощущаем звукосферу, то есть симфонию природы. В этой среде жизнь поддерживается на максимальном уровне.

Мы подсчитали сейчас российский потенциал до тридцатых годов: 1270 монастырей и примерно 80 тысяч церквей, количество колоколов взяли среднее и подсчитали потенциал излучения в ультразвуковом диапазоне. Он был таков по большим праздникам, что ракета средней дальности действия отклонила бы свою траекторию! То есть фактически Россия находилась под звуковым куполом. И это все было ликвидировано…

При каждом ударе колокол работает как генератор энергии в ультразвуковом диапазоне, не только оказывая на все живое благотворное действие, но и разрушая болезнетворную среду.

Что касается вот этих всех вирусных заболеваний, не несущих ДНК, то в ультразвуковом диапазоне эти все вещества, эти молекулярные структуры, даже вирус гриппа, вирус желтухи и тому подобные, они просто гибнут! Не выдерживают. Если вы чашки Петри поставите под хотя бы шестиоктавные колокола, то в комнате просто идёт стерилизация (при звонах); белки свертываются в клетках, они превращаются в кристаллические структуры и не несут уже никакой заразы. Каждый вирус исчезает в своем звуковом диапазоне. Необъяснимо только одно: как же наши предки уже знали веками назад, против какого конкретного «морового поветрия» — а по-нынешнему «эпидемии».

Это называется в философии всепространством и всевременем. Так вот, оказалось, что волновая функция человека обладает всепространством и всевременем и может материализоваться и принять любую форму в любой точке Вселенной, и «вспыхнуть» в миллиардной доле секунды. Поэтому когда говорят, что душа человеческая знает все и что она совсем другой категории (природы), это становится понятным, потому что она обладает всепространством и всевременем. Для нее нет ни пространства, ни времени. Народ, да и человек являются абсолютной ценностью для вселенской жизни. И народ является ценностью намного большей, если это — соборная личность, а не коллектив — хаос — смешение. И соборную личность, а не только индивидуальную, нужно хранить как зеницу ока. Народ есть божественное создание. Его история уходит в глубину веков, и неизвестно, когда она кончится, не нам это ведомо. Он живет, но особым божественным законам; есть совокупность (конкретных) народов, и каждому народу дано (свыше) определенное значение в жизни так, как и каждому человеку. И нечего копировать культуру и предназначение других народов и вторгаться в другие народы. Весь мир превращается в хаос — химерическое, смешанное образование. Это наказание. Если эти химерические образования у нас в России будут продолжаться, то страна просто погибнет. Не может химерическое образование создавать культуру. Мы видим сейчас в США: как этот конгломерат начал катастрофически быстро распадаться. Мы знаем: когда в истории наступают катастрофические события, когда соборная личность находится на грани вымирания, то в отдельных индивидуумах проявляется жертвенность в надежде спасти именно соборную личность. Индивидуальная личность и семейная личность идет как бы в пожертвование ради вышестоящей духовной структуры. А где народная соборная личность воплощается? В Церкви! Церковь есть драгоценное достояние именно как соборная личность. К примеру, брак бывает двух видов: брак (союз) с соборной личностью, то есть с Церковью; и брак с отдельной, индивидуальной личностью, когда создается нижестоящая соборная ячейка. Как видим, семья тоже есть духовная соборная (прежде всего) ячейка, а не материальная и экономическая. Почему все историки (светские) наших и прошедших времен путаются и не могут определить исторический процесс? Потому, что они занимаются совершенно поверхностными явлениями, которые сути не отражают. Всякий историк, который собирается объяснить исторический процесс или жизнь исторического народа, показать его предназначение и создаваемую культуру, должен знать историю Церкви, в которой живет народ. Только с помощью Церковной веры можно объяснить историю! Единственный историк, который занимался в нашей стране этим (в подобном ключе), был Алексей Степанович Хомяков, который оставил нам свои бессмертные «Записки о всемирной истории». Больше (подобных) историков не было! Я не знаю… Поэтому в (научной) истории — хаос! Никто не может (суть) объяснить. И никакую теорию исторического процесса не придумаешь, потому что все народы ведут Божественные силы. Не человеческим умом объяснять эти вещи! И подойти к объяснению истории мира можно лишь через историю Церкви. А чем же занимаются «историки»? Они занимаются материальным процессом?! Вер на Земле только две: Христианство и антихристианство, и других вер нет и быть не может! А католичество и другие — либо ересь, либо обезьянство… К чему привело католичество — мы знаем! Оно породило протестантизм, а тот (в свою очередь) — рационализм, последний — атеизм, марксизм и прочие десятки «измов», а далее последовал полный распад умов, растление соборных народных душ — и индивидуальных, и семейных, и так далее… Это все привело уже к (религиозной) катастрофе. Вот что такое (папистский) откол.

Я сегодня много говорю о квантовой механике. И вот что имейте в виду: не только каждый человек имеет организованную волновую функцию. Причем волна человека очень на него похожа по форме — такая же. Мы недавно нашими приборами «просматривали», «промеряли» и фотографировали пространство на Ваганьковском кладбище и получили висящие на пуповине на высоте два и семь десятых метра неоторванные светящиеся «матрицы» в форме человека. Это жуткая картина! Мы настолько перепугались, и я (как руководитель) прекратил эти работы: они могут привести к серьезным последствиям. «Светящаяся пуповина» идет из земли, и на ней «болтается» человек над могилой: он «не оторвался», может быть, его и не отпели, не провели обряд (погребения)…

Так вот — не только индивидуум, но и семья имеет волновую функцию; это тоже «единая личность», хотя и в трех, пяти или двенадцати лицах. И эта личность должна иметь нравственный стержень: это — отец!

Но что самое удивительное: народ имеет огибающую волновую функцию, имеет свою форму. И когда «химера» вторгается в народ, она начинает давать пробоины, язвы в фигуре.

Итак: семейная соборная личность имеет свой стержень — отца. Уберите его: и такая соборная семейная личность распадается. И что самое удивительное — каждый должен иметь своего отца. Без отца народ гибнет. Должен быть отец Отечества. Поэтому: всякое профанирование, что мы создадим (дескать) такой конгломерат — демократию, где избираются президенты, разные канцлеры и тому подобное, это величайшая глупость! Народ этот недолго будет жить. Народ только тогда живет, когда у него есть историческая личность — отец, в котором все сходится, как в фокусе.

И что еще удивительно: если волновая функции человека имеет форму человека, то волновая функция соборной народной личности — форму креста, и в пересечении (в центре) его стоит отец Отечества, в котором сходятся все волны этой народной функции.

Только в нашем государстве была создана такая удивительная структура, где была именно соборная личность во главе с Государем. Нигде — ни на Западе, ни на Востоке, ни в Римской империи — того не было. Это было удивительное (уникальное) явление в природе и Вселенной.

Я могу целых пять часов читать лекции по народной квантовой механике. Дайте мне доску, и я начну показывать диапозитивы… Я не люблю говорить по телевизору — общение (желательно) только с живыми людьми. А то получается; я выступаю, (а при трансляции) идет рентгеновское излучение, а там (у экрана) сидят дети и убиваются! Зачем мне это нужно? Только в редких случаях (по телевизору) и можно что-то посмотреть — какую-то информацию. Ведь там (из кинескопа) идет гамма-излучение, свинец летит, а в новых (телевизорах) ещё хуже: они горят, взрываются. Это же признак, предупреждение, что (рано или поздно) обязательно сгорят.

Я хочу добавить, что есть волновая функция человечества и здесь происходит опять некоторая квантованность: соборная личность человечества не может обладать единящим центром из своей среды — то есть человеком. Она может обладать единящим нравственно-духовным центром только в Творце.

Волновая функция человечества имеет определенную форму креста, но пик волновой функции уходит во Вселенную, имея своим Отцом Спасителя! В то же время Он везде присутствует, являясь Отцом не только каждого человека, но и всего человечества.

Поэтому я говорю, что на Земле существуют только две религии: Православие и антиправославие. Символ Троицы есть фундаментальный закон, которому нет равных.

Говорят, там где-то (во вселенной) есть еще такие же люди, как мы. Это страшнейшая ложь и заблуждение! Это дьявольское наваждение. Нет нигде, как и показала современная теория и наука, все вместе взятые: физическая, биологическая, математическая и экологическая. Все они говорят о том, что Земля со своей биосферой есть единственная живая планета во Вселенной. Отовсюду все вещества, все энергии, все корпускулярные частицы, все фотоны света, все излучения направлены в ее сторону, в центр Вселенной. Поэтому отсюда и родился постулат, выдвинутый (академиком) Чижевским: «Живая клетка есть результат творческих способностей всей Вселенной». Мы теперь знаем, что такое Вселенная, можно сказать: «Она есть результат творческих способностей Творца».

Были (некогда) теории, когда предлагалось уничтожить Землю, а потом трем «избранным» улететь, там расплодиться, (дескать) на Марсе можно поселиться, можно (якобы) Луну обжить… Да спрашивается: вы на Луне кислород гвоздями прибивать будете? Там же ни одной молекулы.

Чтобы организовать такую структуру, как биосфера, требуется информационный поток энергий всей Вселенной! Это вытекает из теории систем.

Это величайшая глупость, которая уводит человека от (решения) насущных задач, что, дескать, он на кораблях перелетит и где-то какие-то цивилизации найдёт, — это величайшее наваждение и это всё нужно отринуть. Все встанет на свои места, если мы узнаем, что мы (во Вселенной) — единственные.

Техника — это болезнь духа. А технократы, в отличие от христиан, больны магическим мироощущением. Только эти (христиане) стремятся к действительному Творцу, а те (первые) — к «творцу — обезьяне». Эти стремятся к такому Свету, от Которого даже глаза слепнут!

Каждый человек (с надеждой) стремится встать утром и увидеть солнце… Душа его начинает болеть, если все (небо) облаками закрыто. А подспудно он стремится к Абсолютному Свету. И вот чем ближе поднимается туда эта волновая функция, тем больше она и стремится туда — к Абсолютной волновой функции.

Никто еще во Вселенной не был и в Космосе не был. Все запуски (спутников) были в системе Земли — в верхней атмосфере. Луна — это та же Земля, придаток ее: то опустится, то поднимется к геологической поверхности (биосферы). И ни один человек не поднимался выше Луны. Это глупость величайшая! Для этого надо растратить все ресурсы и погибнуть…

Может быть, он и улетит за пределы Луны; но для того, чтобы запустить корабль, скажем, с тремя человеками на борту и улететь за пределы «системы Земли», надо израсходовать все ресурсы Земли, вплоть до Океана! Только тогда улетишь… Но (в таком случае) Земля гибнет. Он долетит до орбиты Юпитера и тоже погибнет. Вот и все! И на этом — конец. И будет (в результате) — хохот некоего (рогатого) деятеля…

Современная наука подтвердила (к своей чести) истинность некоторых (натурфилософских) мыслей Святого Отца, жившего в прошлом веке, — епископа Феофана Затворника (Говорова) о том, что в природе существует лестница (иерархия) невещественных сил, и о всеобщей одушевленности мира. Это силы, «строящие вещи» в пределах промыслительнрго порядка, И «всякая вещь имеет свою невещественную силу, которая ее образует и держит, как ей положено при создании». Эти силы «душевного свойства», вещам присуща некая «способность инстинктуального чутья». Совокупность этих сил образует «душу мира». Это их общий субстрат. Мировая душа и есть единственный объект прямого воздействия Божия, на отдельные вещи и «силы» Бог «воздействует не непосредственно». «Идеи всех тварей» вложены в мировую душу при ее создании, и она их «инстинктивно» осуществляет в надлежащие сроки, или «выделывает их», «по мановению и возбуждению Божию». Есть в природе некая отзывчивая и творческая мощь. «Когда Бог говорил: да изведет земля былие травное (Быт. 1; 11), то Ему внимала душа мира и исполняла повеленное»…

Мир двойствен в своем составе: «душа» и «стихия», то есть материя. И из этой «стихии» мировая душа и «выделывает» отдельные вещи. «В этой душе есть инстинктивно чуемый образ того, что надо сделать из стихии»…

Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше — растительная, затем -животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своём первичном субстрате. «А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горе, — это по смерти».

Дух отделяет человека от природы, и в духе даны человеку сознание и свобода… «Когда надлежало сотворить человека, то не земле дается повеление: да изведет, а в тайне Пресвятой троицы произносится: «Сотворим».

Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Оно было живое тело, было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой, и из животного стал человек ангел в образе человека. Эта двойственность человеческого состава, естественного и духовного, предопределяет задачу человеческой жизни: дух должен овладеть вещест-вом…

Епископ Феофан отмечает сходство изложенной теории с учением Лейбница о монадах. Эта теория объясняла для него явления внушения и ясновидения, которыми он (как ученый) очень интересовался. С этим удобно мирится и падение и искупление.

Однако (владыка) Феофан подчеркивает, что (любая научная теория) это только догадка. И о материальном мире мы меньше знаем, чем о духовном, и навсегда останемся «на поверхности», ибо нам не нужно знать больше и идти вглубь.

«Владение стихиями и силами, действующими на земле, будет расширяться; но это не ведение, а только умение пользоваться тем, что открывается само собою. Суть дела навсегда сокрыта для нас».

Впрочем, разум духовный и прозревший может проникнуть до «сокровенной мысли», вложенной в каждую вещь, как «животворная ее сущность». Это ведение доступно только человеку облагодатствованному: ибо та область «есть собственно область Божественного ума, где лежат умственные сокровища Бога-Царя». Да не надеется кто туда вторгнуться насилием и самовольно.

На этом магнитозапись беседы с Ф.Я. Шипуновым заканчивается.

Но действительно, некоторые высказанные им научные и философские положения требуют богословского раскрытия и согласования, подобно тому, как, к примеру, знаменитый русский ученый и богослов, священник Павел Флоренский производил теологическую коррекцию некоторых научных концепций академика В.И. Вернадского.

Желая указать на факт созидания человеком качественно нового геологического пласта, В.И. Вернадский писал: «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу». (Размышления натуралиста, кн. 2, М., 1977, стр. 19.)

Но отец П.А. Флоренский предлагает маститому ученому не останавливаться на теории научно-технического окультуривания Земли для изучения теории монадического кодирования вещества, чтобы, разумеется, помочь ему дальше пойти мыслью — вплоть до обнаружения высшей сферы земного бытия, которая есть плод совместного Богочеловеческого трудового пересозидания земли, до соприкосновения с начатками преображения твари в Богочеловеческой синёргии. В письме от 21 сентября 1929 года П.А. Флоренский пишет: «Григорий Нисский развивает теорию сфрагидации — наложения душою знаков на вещество. Согласно этой теории, индивидуальный тип человека, подобно печати и ее оттиску, наложен на душу и на тело, так что элементы тела, хотя бы они и были рассеяны, вновь могут быть узнаны по совпадению их оттиска и печати, принадлежащей душе. Таким образом, духовная сила всегда остается в частицах тела, ею оформленного, где бы они и как бы ни были рассеяны и смешаны с другим веществом. Следовательно, вещество, участвовавшее в процессе жизни, и притом жизни индивидуальной, навеки остается в этом круговороте, хотя бы концентрация жизненного процесса в данный момент и была чрезвычайно малой. (…) Имеем мысль о существовании в биосфере (…) того, что можно было бы назвать пневматосферой, то есть о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или точнее, круговорот духа. Несводимость этого круговорота к общему круговороту жизни едва ли может подлежать сомнению. Но есть много данных, правда, еще недостаточно оформленных, намекающих на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусства. Это заставляет подозревать существование и соответственной особой сферы вещества в космосе. В настоящее время еще преждевременно говорить о пневматосфере как предмете научного изучения» (Богословские труды, № 24, в предисловии к «Макрокосм и микрокосм»). Занимающаяся исключительно количественными соотношениями вместо качественной оценки бытия практическая наука уже сегодня должна преодолеть тупиковую импирическую зашоренность. У науки остался один путь: познавать соединенность земного с небесным, временного с вечным, разумеется, в реальном Богочелозеческом масштабе, преодолевая известные искушения надувным гигантизмом демонической гордыни.

«Видимый мир с его явлениями и с Самим человеком, со структурой его психофизического организма есть экран, на котором отпечатлены символы вечного бытия — пишет архимандрит Киприан, определяя вертикальную заданность самого познания, — надо только уметь прочитывать эти символы, как о том сказал св. Максим Исповедник; надо расшифровать таинственную криптограмму бытия, доступную для изощренного глаза духовного и совершенно закрытую для непросветлённого чувственного зрения» (цит. соч. стр. 331-332).

«Конечно, Высший Разум, Абсолют, Первопричина — это не личный Бог христианской веры. Но все это может стать Его отражением, Его иконой, начертанной научным познанием, — говорится в «Настольной книге Священнослужителя» (Т.8, М., 1988. стр. 614), — поэтому всякая научная истина в принципе способна служить и истине откровения».

Составил К.В.П.

Объявления

Храму срочно требуется АЛТАРНИК (возможно совместительство со сторожем) . Обращаться по телефону 

8-963-770-25-75

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

         В Северо-Восточном викариатстве г. Москвы создается отдел по строительству, ремонту и реставрации храмов и приходских зданий. Призываем желающих потрудиться на благо Церкви Христовой к сотрудничеству в этом деле. Если Вы имеете необходимые знания, опыт работы, квалификацию, просим по всем вопросам обращаться к Коноваловой Наталье Вячеславовне или по телефону   8 916 523 35 43. 

Протоиерей Алексий Талызов, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе.

Дорогие братья и сестры!

По воскресеньям в 16.00 настоятель нашего храма протоиерей Алексий Талызов проводит индивидуальные духовные беседы с прихожанами и всеми желающими. Записываться на беседу необходимо заранее по телефону  8-499-753-16-24 или за свечным ящиком. 

Дорогие братья и сёстры!

По благословению

Преосвященнейшего Тихона, епископа Подольского, управляющего Северо-Восточным викариатством г. Москвы

приглашаем всех, желающих посвятить свободное время служению милосердия, записаться добровольцем патронажной службы для помощи в больницах Северо-Восточного административного округа г. Москвы.

Занятость – от 1 часа в неделю. Обязанности – уход за больными. Медицинское образование необязательно.

Добровольцы будут проходить стажировку в Городской клинической больнице №20 и, по желанию, обучение на курсах патронажных сестер при Свято-Димитриевском училище сестер милосердия.

Для записи добровольцем и по возникающим вопросам обращайтесь к координатору проекта Безуглой Марии Викторовне: тел. 8 (916) 026-35-96; emailmbezuglaya@yandex.ru.

Врач остеопат Николаева Ирина Евгеньевна ведет благотворительный прием прихожан храмов и мирян в храме Воскресения Христова в Кадашах, Москва.
Дни приема: вторник, четверг и суббота.
Часы приема: 10-18.
Адрес храма: Москва, 2-й Кадашевский переулок, дом 7, метро Третьяковская / Новокузнецкая.
Предварительная запись по телефону 8 929 653 69 54
Дети, больные ДЦП, принимаются за пожертвование храму.
Духовенство храмов принимается бесплатно.

Наши паломники на Соловках

Фото Дмитрия и Натальи Костиных.

Кемь

Белое море

Монастырь

Узники

Секирная гора

Соловецкий остров. Ботанический сад.

Соловецкий остров. Филипповы садки.

Соловецкий остров. Побережье.

Анзер.Голгофский скит.

Анзер. Лесные тропы.

Анзер. Морские переправы.

Муксалма. Промысел.

Муксалма. Фавор.

Заяцкий остров.

Филиппова пустынь.

Иконы Соловков.

Морской музей.

 

О соборовании

Церковь, – писал великий пастырь св. Иоанн Кронштадтский, – сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым “всяка душа живится”» (Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 154). Из всех священнодействий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается верующему христианину определенная благодать, свойственная именно данному таинству. Семь таинств, через которые сообщаются дарования Святого Духа, соответствуют всем главнейшим потребностям нашей духовной жизни. Одним из них является таинство елеосвящения (греч. elaioa – масло; eleos – милость), при совершении которого при помазании освященным маслом больной по молитве священнослужителей получает от Бога благодать, исцеляющую душевные немощи и телесные болезни и очищающую от забытых и неосознанных грехов.

У этого таинства несколько названий. В древних богослужебных книгах оно называется елеемсвятым елеемелеем, соединенным с молитвой. В нашем отечестве чаще всего употребляется название елеосвящение. В народе оно называется соборованием, потому что совершает его собор семи священнослужителей. Однако таинство будет действительным, если от лица Церкви его совершит и один священник.

С древнейших библейских времен масло (елей) использовалось в богослужении как горючее вещество для светильника скинии (см.: Исх. 27: 20) и как составная часть ежедневной жертвы (см.: Исх. 29: 40). Во времена патриархов его приносили и как жертву возлияния (см.: Быт. 28: 18; 35: 14). Согласно Священному Писанию, елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4; 2 Кор. 1: 21 и след.; 1 Ин. 2: 27). Поэтому уже со времени Синайского законодательства елей служил для помазания первосвященников и царей (см.: Исх. 29: 7; 1 Цар. 10: 1). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13). Христианская Церковь восприняла библейское значение елея как средство и символ света (см.: Мф. 25: 1–13), милосердия и врачевания (см.: Лк. 10: 34). Святое Евангелие рассказывает о многочисленных чудесах исцелений, которые совершал Господь во время Своего земного служения. Благодать врачевания различных болезней Спаситель дал Своим ученикам-апостолам. В Евангелии говорится о том, что апостолы, которых Господь Иисус Христос послал на проповедь покаяния, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 13). Это является свидетельством о Божественном установлении таинства елеосвящения.

Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Из этих слов легко заключить, что это таинство подается больному. При этом речь идет о тяжело болящем, которого апостол называет страждущим. Однако ни в Священном Писании, ни у святых отцов не говорится о том, что речь идет только об умирающих. У людей, не имеющих правильного церковного сознания, часто встречается серьезное заблуждение, что соборование совершается только над умирающими. Порой такие люди доходят даже до суеверия, думая, что больной умрет, если его соборовать. Архимандрит Иоанн (Верюжский; 1821–1907) писал: «Многие, которым еще не хочется расстаться с жизнью, считают таинство елеосвящения подобным обречением на смерть, неохотно обращаются к его помощи, и откладывая его со дня на день до последнего часа жизни, нередко так и умирают. О, если бы они могли чувствовать и сознавать вполне, какая это великая и невосполнимая для них потеря! О, как неблагоразумны и как много грешат против умирающих их сродники и ближние, допуская больных лишаться этого благодатного дара! Страшное и непонятное дело! То, что милосердие и человеколюбие Божие даровало нам для здоровья и жизни, как средство против недугов и болезней душевных и телесных, то самое считается предвестником и обречением на смерть и приготовлением к ней!.. Мнение это крайне одностороннее и произвольное и не имеет основания ни в заповеди апостола об елеосвящении, ни в чине, по которому оно издревле совершается в Православной Церкви» (Таинство святого елея. М., 2008. С. 9–10).

Может ли собороваться физически здоровый человек? Епископ Венедикт (Алентов), автор книги «К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства елеосвящения» пишет: «Наряду с совершением таинства св. елея над больными для уврачевания их болезней в древнехристианской Церкви особым явлением было применение св. елея над кающимися. Благоприятным условием для употребления св. елея над кающимися служило указание апостола Иакова на отпущение в таинстве елеосвящения грехов. Этим благодатным свойством таинства елеосвящения Церковь и пользовалась, применяя над кающимися… Совершение таинства св. елея над здоровыми было, в сущности, дальнейшим развитием литургической практики совершения над кающимися, и так же, как последним, оно служило им к уврачеванию духовных недугов – грехов» (Киев, 2004. С. 66–67, 72).

По правилам Православной Церкви, больной, над которым совершается елеосвящение, должен находится в сознании. Однако священник должен быть внимательным к больному. Опытно знаю, что иногда может казаться, что человек лишен сознания, но на самом деле он слышит и понимает происходящее. Телесно он настолько скован, что кажется лишившимся сознания. Поэтому при отсутствии полной уверенности в том, что больной лишен сознания, лучше решение принять в пользу милосердия.

Соборование не совершается над младенцами, не достигшими семи лет, поскольку врачевание больного находится в прямой связи с очищением его души от забытых и неосознанных грехов. Не могут собороваться также здоровые, которым предстоит серьезная опасность, а также приговоренные к смертной казни. Не могут участвовать в этом таинстве также люди, не принадлежащие к Православной Церкви. Нераскаянным грешникам и бесноватым, оскорбляющим веру, также таинство елеосвящения не может быть подано. В литургической литературе ясно проводится мысль, что сам священник совершить над собой таинство святого елея не может. Это противоречит апостольскому указанию: «Пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5: 14). Согласно правилам, над умершимсовершать таинство елеосвящения нельзя (Номоканон, 164). Недействительно также заочное соборование.

К этому таинству человек должен приготовиться через таинство покаяния. Хотя иногда и праведникам Господь Бог посылает болезни для духовного совершенствования, у большинства людей болезнь является результатом разрушительного действия греха. Поэтому в Священном Писании говорится, что истинным врачом является Бог: «Я Господь, целитель твой» (Исх. 15: 26). Любой болящий должен прежде всего обратиться к Богу, чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь. Без этого помощь медицины может оказаться недейственной. Поэтому умер царь Аса, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12). Спаситель наш, когда к нему принесли расслабленного для исцеления, прежде всего прощает ему грехи: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 3–11). На связь прощения грехов и исцеление по молитве священников указывает и апостол Иаков (см.: Иак. 5: 14–15). Святые отцы, говоря о таинстве елеосвящения, руководствовались библейским учением: «Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней» (преподобный Макарий Великий). О прощении грехов в таинстве соборования пишет великий старец преподобный Амвросий Оптинский: «Сила таинства елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Собр. писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80). Мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов проникнуты все молитвы таинства святого елея.

В древности это таинство совершалось несколькими пресвитерами, и не было строго установлено их число. Дозволялось делать это и одному пресвитеру. В конце VIII или в начале IX века в Восточной Церкви было принято, что елеосвящение должны совершать семь священников. Число это в Священном Писании символизирует совершенную полноту. В наших современных Требниках говорится о «седми священниках». Это предписание часто бывает трудно исполнить. Поэтому «христианской древностью было допускаемо совершение таинства и одним пресвитером, когда этого требовали обстоятельства. А последние нередко делали и единственно возможным совершение елеосвящения одним пресвитером» (Венедикт (Алентов),епископ. К истории православного богослужения. С. 33).

Содержащееся в Требнике чинопоследование таинства святого елея формировалось постепенно и в основном сложилось к XIII веку.

Сколько раз нужно собороваться больному? Во время одной и той же болезни елеосвящение должно быть совершено только однажды. Люди, которые, страдая определенным недугом, многократно приступают к соборованию, проявляют маловерие.

У некоторых верующих неправильное отношение к таинству святого елея проявляется в том, что они ожидают немедленного исцеления. Если этого не произошло, то они нередко впадают в уныние. Всеблагой Господь знает кому дать исцеление, а кого вести ко спасению путем болезней. Однако в любом случае все, кто с верою приступают к соборованию, получают духовную пользу.

Таинство святого елея может совершаться в храме, если больной в состоянии передвигаться, а также дома или в больнице. Елеосвящение может быть совершено в любое время церковного года, а также в любой час дня и ночи, если этого требует состояние больного.

После завершения таинства у болящего и присутствующих близких должно быть чувство радости и благодарения Богу за поданную милость.

Совершение над болящим таинства елеосвящения, как средства духовного врачевания, не отменяет употребления естественных средств, данных Господом для врачевания наших болезней. И после соборования о болящем необходимо иметь заботу – приглашать врачей, давать лекарства, принимать другие меры к облегчению его страданий и выздоровлению. Премудрый сын Сирахов поучает: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38: 9–12).

После соборования больному следует в ближайшее же время причаститься святых Христовых таин.

О таинствах

«Нужно всеми силами избегать “механического участия” в таинствах» Православие.Ru, 30 апреля 2013 г.
http://www.pravoslavie.ru/put/61210.htm С архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом
беседовал Петр Давыдов

Вопрос о том, как следует готовиться к принятию Святых Таин и, в частности, нужно ли исповедоваться перед каждым причащением, в последнее время вновь привлек внимание православных христиан. Мы попросили поделиться своими рассуждениями на эту тему архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилина.

– Владыка, обязательно ли исповедоваться перед Причастием? Насколько я знаю, сегодня высказываются разные мнения по этому поводу. Более того, в некоторых Поместных Церквах христиане причащаются, не исповедуясь годами. Сам видел в Сербии: забегает человек в храм после Херувимской, спрашивает, не кончилась ли еще служба, совершенно спокойно подходит к Чаше и стремительно убегает. Востребован ли такой опыт нашей Церковью, или лучше от него держаться подальше?

– Если говорить о данном конкретном случае, то, думаю, такой «опыт» не востребован ни нашей, Русской, ни Сербской, ни любой другой Православной Церковью. Насколько я знаю, в той же Сербии существуют монастыри, где очень строго подходят к подготовке к таинствам и без исповеди человека к Причастию не допустят. Впрочем, оставим этот случай на совести того христианина – Богу ведомы и степень его веры, и мера его подготовки к тому, чтобы принять Христа. Поговорим о правилах, касающихся всех христиан.

Спаситель создал Церковь на земле с одной единственной целью – спасения человека. Он установил в ней таинства для вспоможения на тесном пути к Царствию Небесному. Многие верующие считают, что таинства помогают в том числе и в разрешении земных проблем. Особенно это касается святой Евхаристии. При этом упускается из виду, что любое таинство требует соответствующей подготовки, не только внешней, но и внутренней. Полагая, что самое главное – причаститься, верующие в лучшем случае ограничивают приготовление к Евхаристии внешней стороной – телесным постом, посещением храма, молитвой, оставляя без должного внимания внутреннюю, духовную составляющую.

Между тем при намерении приступить к таинству нас встречает апостол Павел с кротким, но строгим научением: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11: 28). Да испытывает себя человек, достойно ли он подготовился и с правильным ли внутренним расположением приступает к причащению, ибо от этого будет зависеть, принесет ли он приобщением плод духовный. Достоинство определяется не только количеством и строгостью понесенных подвигов при приготовлении, но главным образом сердечным расположением, к которому эти подвиги приводят.

Святые отцы внешний подвиг уподобляли листьям, а внутренний – плоду. Дерево в саду, имеющее листья, но не приносящее плодов, оказывается в большой опасности: оно может быть срубленным, ибо в саду насаждают деревья ради урожая. В Евангелии повествуется о том, как Спаситель проклял смоковницу, которая имела только листья, но не имела плодов. Значит, можно навлечь на себя гнев Божий и проклятие, если сосредоточиться на одном телесном подвиге, оставив в небрежении подвиг духовный. Зная эту важную истину, святые отцы главное внимание обращали на правильный настрой сердца перед причащением.

Расположение сердца гораздо важнее наших телесных подвигов. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Помни, что Господь дает по сердцу: каковое сердце, таков и дар».

Какое же должно быть расположение сердца причащающегося?

Перед причащением необходимо исполнить молитвенное правило, которое подобно камертону, точно воспроизводящему звучание определенной ноты. Эта нота является эталонной, по ней настраивается оркестр или хор. Молитвы святых в правиле перед причащением и есть тот самый духовный камертон, с которым мы обязаны сверять свое душевное расположение, приступая к принятию Тела и Крови Спасителя. Святые, постоянно испытывая свою совесть, находили себя далекими от совершенства, были преисполнены осознания своего недостоинства, страха быть наказанными, но при этом не теряли надежды на милосердие Божие. Правильный сердечный настрой, расположенный между страхом и надеждой, – это проходит красной нитью в текстах святоотеческих молитв, которые входят в молитвенное правило перед причащением.

Ко Христу надо приступать со страхом и трепетом, с верой и благоговением. Чем меньше веры и благоговения, чем безразличнее и равнодушнее сердце, тем бесполезнее таинство. Мало того, по мнению святого праведного Иоанна Кронштадтского, при небрежном приготовлении «оно (таинство) прогневляет Бога». Именно поэтому каждый раз, прежде чем приступать к Евхаристии, должно испытывать свою совесть, свое сердце, следуя совету апостола Павла.

– Как же тогда причаститься достойно, не в осуждение себе?

– Посильными подвигами, молитвой, самоосуждением и покаянием очистить сердце от всякой скверны. Надо изменить настрой души. Стараться жить во взаимной любви, прощать обиды, носить немощи друг друга, оставить пристрастие ко всему земному и тленному, порабощающему душу и порождающему сребролюбие, которое есть «корень всех зол» (1 Тим. 6: 10). Должно проявлять воздержание в пище и питии, бороться с празднословием, сквернословием, осуждением, ложью, клеветой и т.п. Надо стараться жить в чистоте, правде, истине и святости, удаляясь от всякого греха и порока. Если мы не понуждаем себя на борьбу с грехом, насаждая добродетель, а остаемся в нечистоте и совершаем вольные грехи, тогда Христос не может обитать в нас. «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6: 15). Мало того, в таком случае таинство может послужить не во благо, но во осуждение причащающемуся.

Понимание своего недостоинства подвигает христианина к трудам и подвигам. Сами по себе телесные подвиги не делают нас достойными великих благодеяний, подаваемых Богом в таинствах, но трудами мы свидетельствуем об осознании своей греховности и желании исправиться. Это малая лепта, которую мы приносим Богу. Только осознание себя грешником и покаяние делает нас достойными великого дара Божия. По мнению святителя Феофана Затворника, покаяние совершается достодолжно тогда, когда оно сопряжено «с сокрушением искренним и твердой решимостью более не оскорблять Господа. Для этого назначаются все другие подвиги говения – и хождение в церковь, и домашняя молитва, и все прочее».

Итак, желающий причаститься должен испытать свою совесть, осудить себя и положить твердую решимость более не согрешать. Самое главное в деле покаяния – познание своих грехов. Только после этого мы обратимся ко Христу, ибо Спаситель пришел не мнимых праведников спасать, а тех, кто осознаёт себя погибающими грешниками, ищущими помощи у Бога.

Осознающих себя грешниками искренно, от всего сердца и стремящихся с Божией помощью к исправлению можно считать достойными и готовыми к причащению. В противном случае велика вероятность не получить никакой пользы. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Бывает иногда и так: здесь, на земле, приобщается, а у Господа остается не приобщенным». Это происходит тогда, когда к таинству приступают без должного приготовления, настроя и благоговения.

– Но некоторые сторонники причащения без исповеди ссылаются на то, что Кровь Христова смывает все грехи человека.

– Предлагаю немного подумать над этим вопросом. Что такое грех? Это рана, болезнь, яд, то есть это нечто чуждое, смертоносное для души. Когда подобное касается тела, то мы стремимся как можно быстрее начать лечить рану или болезнь или избавляться от смертоносного яда. Средствами для лечения души от греха являются покаяние и исповедь. Поэтому, как только осознали, что согрешили, необходимо сразу, немедленно принести покаяние пред Богом, а потом, при первой возможности, на исповеди священнику. Так поступал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Грех исповеданный становится меньше, а не исповеданный – больше». Грех – эту ядовитую змею – необходимо умерщвлять как можно быстрее. А умерщвляется грех исповедью, слезами, покаянием, самоосуждением. Чем раньше приложим лекарства, тем меньше потерпим вреда от греха.

При таком понимании сути греха и его действий на душу видится несколько странным желание некоторых христиан не торопиться с исповедью, откладывая врачевство смертоносной душевной раны на потом. Ни один нормальный человек, будучи тяжелобольным, не медлит с обращением за помощью. Он стремится как можно скорее начать лечение, так как промедление может усугубить последствия болезни и привести к самым печальным результатам. По мнению святителя Василия Великого: «Грех умолченный есть гнойный вред душе, есть тяжесть, влекущая душу на дно адово».

Живой человек чувствует боль от раны, немощь от болезни, жар от яда. Только умерший ничего не чувствует. Так и душа, закосневшая в грехах, замедляющая с исповедью, покаянием и слезами, теряет чувствительность, слабеет. Она перестает чувствовать боль от греха. Не чувствуя боли от греха, такая душа не спешит с исповедью, болезнь усугубляется, и человек, все более погружаясь в пучину греха, приближается к аду.

Святитель Феофан писал: «Грехи оплаканные, исповеданные и разрешенные уже не в нас и не на нас. Они то же, что сучья, срубленные от дерева. Когда любили мы грехи, они были на дереве жизни нашей живыми ветвями и питались от него; когда же мы отвратились от грехов, стали гнушаться ими, раскаялись и исповедались, этими действиями мы отсекли их от себя. Теперь это сухие ветки. И Господь идет попалить в нас это терние прегрешений».

Если мы готовимся принять дорогого и любимого гостя, мы дома наводим чистоту и уют, приводим себя в порядок, готовим самое лучшее угощение. Словом, делаем все, чтобы гостю было у нас приятно, чтобы ничем его не расстроить. Точно так же мы должны поступать и перед причащением, готовясь принять Христа: вымести свою душевную храмину от грязи греховной через искреннюю исповедь, очистить одежду души постом и молитвой, примириться с ближним и со страхом Божиим и верой и надеждой приступить ко Христу. Если же мы приступим к Нему в одежде, оскверненной грехами и не очищенной исповедью, мы можем наследовать наказание, которое понес неразумный гость, явившийся на брачный пир в небрачной одежде, от чего да избавит нас Господь.

По мнению некоторых святых отцов, Иуда причастился, но сделал это недостойно, без соответствующего внутреннего настроя, и в него после этого вошел сатана. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Сатана входит часто после недостойного причащения Святых Таин». С ним согласны многие святые. Почему это происходит? Тот, кто, будучи недостоин причащения из-за своих нераскаянных грехов, нежелания исправиться и неблагоговения, все же приобщается Святых Таин, «виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11: 27). На него враг рода человеческого нападает со всей силой. Господь отступает от дерзкого причастника, подходящего к Святым Тайнам без должного покаяния в грехах, лишает его Своего покрова и защиты, а диавол, видя такового беззащитным, впадшим в совершенное бесчувствие и развращение, смело нападает на него со всей силой и дерзостью. Именно так он поступил с Иудой, который был порабощен страстью сребролюбия и готовился предать Спасителя, но дерзнул приобщиться. Этим Иуда показал свое бесчувствие и дерзость, и диавол всецело вошел в него. Как Иуда после недостойного причащения стал орудием сатаны и совершил страшный грех, так и христианин, приступающий недостойно, может стать орудием злых духов и совершать тяжелые преступления.

За недостойное причащение Господь попускает скорби и страдания. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Когда случаются болезни, когда наветы, когда скорби и несчастья, когда постигают тому подобные бедствия, то сие происходит от этой причины». По мнению преподобного Амвросия Оптинского: «Наказание бывает человеку не только за грехи, но больше за недостойное причащение Святых Таин». Апостол Павел грозно предупреждал христиан, что именно по этой причине «многие из вас немощны и больны и немало умирают» (1 Кор. 11: 30).

Милосердный Господь не связывает нас невыполнимыми условиями при подготовке к причащению. Святитель Димитрий Ростовский писал: «Кто исповедал грехи свои, совершенно ничего не утаивши, кто жалеет о них, плачет и кается, сокрушается, кто имеет волю и непременное намерение не возвращаться более ко греху, но блюстись опасно от всякого грехопадения, кто постом и молитвой и другими подвигами благочестия приутрудил себя, умилостивляя Господа, кто со всеми примирился и ни с кем не оставил у себя вражды, тот достойно готов. И тако от хлеба да яст и от чаши да пиет». Если все это выполнено, можно со смирением приступать ко Господу. Мы грешны, кругом грешны. Но не грехи преграда, а упорство в грехах и нежелание принести искреннее покаяние, то есть нечувствие своей немощи и отсутствие стремления к исправлению жизни.

Мы не должны удаляться от Чаши Господней из-за того, что грешники; напротив, мы должны поспешать к этому спасительному таинству, но при этом иметь смиренное осознание своего недостоинства и великого к нам благодеяния Божия.

– Все это касается взрослых. А как быть с младенцами, которые в силу возраста не могут осознанно принести в дар Богу сокрушенное и смиренное сердце, хотя они и не без греха, потому что никто не чист от греха, «аще и един день житие его на земли» (Иов 14: 5)?

– Готовясь причастить ребенка, вероятно, следует поступить аналогично тому, как поступают при крещении младенцев, которые не осознают ни силы таинства, ни ответственности и еще не могут сознательно дать ответы на предлагаемые вопросы. У них при крещении должны быть взрослые восприемники, которые за детей отвечают священнику и обещают вырастить младенцев добрыми христианами. Восприемники берут на себя дополнительную обязанность понести труды и подвиги ради того, чтобы воспитать крестников в духе Православия. Только в этом случае таинство крещения не будет пустой формальностью, но станет действенным и спасительным. Также поступают и в других случаях, когда более сильный берет на себя ношу более слабого, восполняя его немощь. Подобным образом должны поступать и родители, желая причастить младенца достойно, во спасение души и тела. Они должны взять на себя груз подготовки ко причащению, который ребенок еще не способен понести. Родителям необходимо достойно подготовиться и причаститься вместе с чадом, подъяв дополнительные покаянные труды – не только ради себя, но и ради него. Ревностное говение, благоговейное причащение и дальнейшее благоговейное поведение родителей может стать добрым примером для младенца и хорошим воспитательным актом.

Труды, понесенные ради ребенка, не будут напрасными. Господь не оставит младенцев без награды ради добрых дел и благочестивых занятий их родителей. Вот как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский о совершении своего первого чуда: «Младенцы Павел и Ольга по беспредельному милосердию Владыки и по молитвам моим исцелились. Девять раз я ходил молиться, надеясь, что упование мое не посрамит. Владыка призрит на труд мой, на ходьбу мою, на молитвенные слова и коленопреклонения мои. Владыка не посрамил меня. Прихожу в десятый раз – младенцы здоровы».

– Нередко приходится слышать мнение о том, что ребенку трудно пробыть в храме всю литургию, да и родителей он будет отвлекать от молитвы. Как быть?

– Во-первых, у младенцев не один родитель, а двое. Во-вторых, есть бабушки и дедушки. В-третьих, восприемники, а иногда есть няни. Кто-то из них может принести или привести детей в храм не к началу литургии, а к тому моменту, когда младенцу хватит терпения благоговейно вести себя до окончания богослужения.

К сожалению, печальную картину можно наблюдать в наших храмах. Родители с детьми приходят за 15–20 минут до начала причащения мирян, то есть во время Евхаристического канона, и сразу после приобщения покидают церковь (наполняющуюся с их появлением детским плачем). Вероятно, такие младенцы редко бывают в храме, дома находятся в духовной среде, далекой от молитвенной атмосферы православной церкви, и, попадая в незнакомую обстановку, испытывают дискомфорт. В то же время дети, родители которых стремятся жить по-христиански, избегают душевредных разговоров, общений и занятий, регулярно молятся вместе с чадами, стараются сделать семью малой Церковью, – такие дети ведут себя во время богослужения иным образом: они послушны, спокойны и молчаливы.

Одной из обязанностей христиан является еженедельная молитва в храме в воскресные дни за богослужением. «Аще кто… не имея никакой настоятельной нужды или препятствия… в три воскресные дня… не придет в церковное собрание… мирянин да будет удален от общения» (80-е правило VI Вселенского собора). Крайне желательно, чтобы родители, исполняя эту христианскую обязанность, посещали церковь вместе с детьми.

Я убежден, что при крещении младенцев священникам необходимо объяснять родителям и восприемникам, что в крещении ребенок получает не только благодать, но на него, родителей и восприемников возлагается обязанность и сугубая ответственность быть христианами не по имени, но по сути. В противном случае они подлежат более суровому наказанию, чем те, кто не принял крещения. «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Пет. 2: 21).

– Весьма часто причащение младенцев напоминает выполнение обряда, в котором главное – правильно совершить внешние действия, то есть причастить, не уделяя должного внимания внутреннему устроению.

– Но мы не язычники, а христиане и должны помнить о том, что для нас главное – внутренний настрой, которому призваны способствовать внешние подвиги. Господь обращается ко всем людям: «Чадо, даждь Ми сердце твое» (Притч. 23: 26).

Для подтверждения этой мысли приведу случай, который доносит до нас церковное предание. В одном городе свирепствовала моровая язва. Болезнь протекала скоротечно и никого не щадила. Люди во множестве умирали везде: и в бедных хижинах, и в богатых дворцах. Многие, опасаясь внезапной смерти, поспешно принимали крещение. Священники едва успевали крестить желающих. Ни времени, ни сил у священников не хватало на оглашение. Новокрещенные весьма смутно понимали, что от них требовало таинство крещения. Епископу этого города ночью было явление ангела, который грозно вопросил его: «Зачем вы посылаете нам на небо пустые запечатанные мешки?» – души умерших людей, запечатанных таинством крещения и миропомазания, но не имеющих доброго образа мысли и жизни, то есть пустых от добрых дел и покаянного духа.

Современные христиане уделяют огромное внимание внешней стороне таинства, часто забывая о внутренней. Подтверждением этого служит то, что практически никого не интересует, как достойно духовно приготовиться к этому великому и ответственному шагу, но очень часто приходится слышать вопрос о том, как часто надо причащаться. Между тем этот вопрос далеко не праздный, так как он связан с внутренней жизнью христианина. Говение, которое предшествует причащению, – это период внимательного, тщательного пересмотра жизни, борьба с обнаруженными немощами, серьезный шаг от греха и порока – врага нашего спасения – к добродетели и чистоте – то есть к Богу. Если будем причащаться редко, будем редко осуществлять капитальную чистку души, погрязнем в суетных мирских заботах, появится бесчувствие к духовной жизни, ко греху, и в конце концов удалимся от Бога на страну далече. В то же время, если причащаться слишком часто, легко привыкнуть к этому великому таинству, оно станет чем-то обыденным, будет потеряно благоговение и страх Божий. Кроме того, нам нужно всеми силами избегать «механического участия» в таинствах – такая «механика», лишенная содержания, то есть души, жаждущей Бога и искренне кающейся в собственных грехах, не может привести к чему-либо хорошему. Кстати, в этом, по-моему, кроется одна из главных причин той катастрофы, которая разразилась в России в 1917 году, – в легком, обрядовом, неискреннем, языческом «христианстве».

Ежедневно мы, христиане, в утренних молитвах обращаемся к Божией Матери с такими словами: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми твоими и всесильными мольбами отжени от мене, окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение…» Нерадение – это один из главных исполинов зла, которому мы порабощены. Пастыри и прихожане часто проявляют нерадение о своем спасении и достойном приготовлении к таинству. Пастыри проявляют нерадение и тогда, когда не объясняют прихожанам, как они должны готовиться и с каким настроем приступать к таинствам церковным. Станем подвизаться против этого исполина зла, от которого да избавит нас Господь.

– То есть будем серьезными христианами?

– Именно так: воспринимать свою веру, свою Церковь, своего Христа всерьез.